реферат физ-ра

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Реферат

по дисциплине физическая культура

на тему «Комплекс общеразвивающих упражнений при пневмоплевросклерозе«

Выполнила:

Студентка 4 курса очного отделения

специальности филологическое образование

Бордакова Ж. П.

405 группы ИФМИП НГПУ

Проверил:

кандидат педагогических наук, доцент

Шкляров С. Д.

Оглавление

1. Введение;

2. Общеразвивающие упражнения;

2.1 Роль общеразвивающих упражнений в формировании двигательного аппарата человека;

2.2 Классификация общеразвивающих упражнений по анатомическому признаку;

2.3 Классификация общеразвивающих упражнений по физиологическому признаку;

3. Режим занятий физическими упражнениями;

4. Комплекс упражнений;

5. Заключение;

6. Список литературы.

Введение

В настоящее время во всём мире заболеваемость пневмониями продолжает занимать ведущие позиции в классе болезней органов дыхания, который, в свою очередь, является одним из лидирующих по заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Помимо указанного, наблюдается большая доля (до 25% случаев) и рост числа осложнений пневмоний.

Пневмония - инфекционное заболевание лёгких. Обычно оно поражает детей младше двух лет, взрослых старше 65 и людей с ослабленной иммунной системой. Существует множество видов пневмонии, которые отличаются по степени тяжести от лёгких до тяжелых, а иногда даже смертельных. Кроме того, пневмония может быть односторонней, если поражено только одно лёгкое, и двусторонней, если больны оба лёгких.

Стафилококковая пневмония —  вызывается Гр+ стафилококком (чаще золотистым), который выделяет большое количество токсинов, агрессивных белков и протеаз, приводящих к интенсивному некрозу легочной ткани и образованию полостей.

Эта пневмония составляет 5-10 % всех пневмоний в больницах (и менее 2 % от амбулаторных пневмоний среди взрослых) и характеризуется высокой летальностью (30-70 %), несмотря на прием антибиотиков, даже у ранее здоровых лиц. Данная пневмония может быть самостоятельной, возникая воздушно-капельным путем заражения (очень редко во внебольничных условиях), или чаще является осложнением других заболеваний (например, сепсиса, когда возбудитель проникает гематогенно, вызывая метастатическую пневмонию). Стафилококковая пневмония у детей и взрослых является, как правило, «вторичной болезнью».

Пневмоплевросклероз — это склероз легочной ткани, развивающийся в исходе хронического воспалительного или дистрофического процесса. Пневмосклерозом называют замещение нормальной ткани легких соединительной тканью. При этом наблюдается деформация бронхов и нарушение газообмена в этом органе дыхания. Все это приводит к тому, что легкие уже не могут вместить в себя прежнее количество воздуха, что приводит к нарушению нормального обеспечения организма кислородом. Пневмосклероз не только приводит к тому, что нарушается нормальная работа легких. Этот патологический процесс значительно ухудшает качество жизни, приводит к развитию легочной и сердечной недостаточности и, при присоединении вторичной инфекции, может привести к летальному исходу. Чтобы избежать патологического разрастания соединительной ткани в легких, нужно подумать о профилактических мерах:

По возможности избегать болезней дыхательной системы;

Своевременно лечить простуды, ОРВИ и любые другие болезни;

Уделять время физической активности;

Не курить, курение значительно ухудшает состояние легких и провоцирует развитие заболеваний органов дыхания.

Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения имеют большое образовательное значение. Выполняя их, человек знакомится с многообразными движениями и постепенно получает правильное представление о силе, скорости, ритме, темпе и амплитуде движений. Даже самые простые, а тем более, относительно сложные упражнения, содействуют совершенствованию координации движений, сознательному овладению двигательными навыками.

Как показывает опыт, при систематическом выполнении и правильной дозировке физические упражнения способствуют укреплению здоровья, развитию опорно-двигательного аппарата, всестороннему физическому развитию, овладению разнообразными двигательными навыками в процессе занятий спортом. Они больше, чем другие упражнения, могут быть использованы в качестве профилактических и корригирующих упражнений, особенно в тех случаях, когда у человека возникают те или другие отклонения в строении грудной клетки, позвоночнике, ногах и т.д.

При составлении комплексов надо руководствоваться следующими требованиями:

упражнения должны быть доступными, необходим последовательный переход от простых к более сложным;

нагрузка должна постепенно возрастать; упражнения должны воздействовать на все группы мышц;

подбор упражнений должен проводиться по принципу чередования для различных мышечных групп;

обязательно должны включаться дыхательные упражнения и упражнения для осанки

При выполнении упражнений с большой амплитудой и на растягивание нельзя допускать резких, сильных, рывковых движений, которые могут повлечь за собой болевые ощущения и травмы.

Для создания прочных умений и навыков необходимо частое повторение упражнений. Однако многократное повторение одних и тех же упражнений скучно и неинтересно. Поэтому выполнять их надо в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений, вводя дополнения, ускоряя темп, увеличивая амплитуду.

Надо уделять большое внимание правильному выполнению упражнений. Необходимо помнить, что неправильно усвоенное и закреплённое движение трудно поддаётся исправлению.

При выполнении упражнений необходимо следить за правильным дыханием. Глубокий вдох лучше всего делать в той фазе упражнения, когда грудная клетка расширяется (в это время условия для наполнения лёгких воздухом наиболее благоприятны), а выдох – когда грудная клетка сужается. Выдох должен быть не менее глубоким, чем вдох.

2.1 Роль общеразвивающих упражнений в формировании двигательного аппарата человека

В основе изучения движений лежат закономерности, по которым происходит целенаправленное формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Выбор оптимальных путей разучивания, закрепления и совершенствования техники физических упражнений гарантирует необходимый эффект обучения.

Воспитание физических качеств, осуществляемое при последовательном использовании определённых средств и приёмов, обеспечивает эффективное развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости и др.

Изучение движений и воспитание физических качеств отчасти совпадают, поскольку лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины.

В процессе пластического воспитания выделяется ряд принципов:

принцип сознательности и активности – сознательное и активное отношение к занятиям по физической культуре, понимание существа упражнений, активно заинтересованное выполнение их ускоряет ход обучения, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков

принцип наглядности – наглядное восприятие большей частью является начальным звеном в процессе обучения. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного, двигательного и др.) обучаемый точнее воспринимает учебный материал. Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей немыслимы вне постоянной опоры на чёткие ощущения, наглядные представления.

Большое значение в наглядном восприятии имеет показ упражнений «от обратного», т.е. как не надо делать то или иное упражнение. Активное наблюдение, а затем разбор технического исполнения заданного элемента одной группой, когда другая группа делает упражнение также является воплощением принципа наглядности. Кроме представления о пространственных характеристиках движения, формируются представления о временных характеристиках (темп и ритм движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчёты, хлопки, музыкальное сопровождение).

На этапе практического разучивания упражнений нередко обращаются к дополнительным внешним ориентирам. Ориентиры могут быть не только внешние, но и части собственного тела. Например, при изучении кувырка назад со стула для правильного технического приземления и группировки ориентиром являются носки исполняющего упражнение: во время падения со стула назад нужно дотянуться руками до носок.

Чтобы создать представление о мышечном усилии, необходимом для правильного выполнения движения, обучающимся оказывают либо намеренное сопротивление, либо непосредственную помощь (нажимом, подталкиванием, созданием дополнительной опоры)

Средством обеспечения наглядности может быть и образное слово, вызывающее соответствующее зрительно-двигательное представление.

Наглядность в обучении используется в меру необходимости, с учётом общей подготовленности занимающихся.

принцип систематичности и последовательности – основным условием для соблюдения рациональной последовательности в процессе пластического воспитания являются задания постепенно нарастающей трудности. Несоблюдения принципа систематичности и последовательности приводит к травматизму.

Систематичность предполагает распределение упражнений таким образом, чтобы новые задания опирались на ранее усвоенный материал. Если во вновь изучаемом упражнении нет элементов предыдущих упражнений, вводится так называемые подводящие упражнения.

С постепенным усложнением и увеличением двигательных умений навыков в процессе пластического воспитания должны нарастать объём и интенсивность нагрузок, обеспечивающих развитие двигательных качеств.

принцип прочности – приобретённые знания и двигательные навыки требуют закрепления, иначе они со временем станут менее отчётливыми и могут быть утрачены. Поэтому обучение и тренировка общеразвивающих упражнений всегда строятся на принципе прочности. Прочность двигательных навыков следует понимать двояко: сохранение навыков и их устойчивость.

Сохранение навыка — это его неизменность в течение долгого времени.

Устойчивость навыка – это его стабильность, прочность при любых, даже сбивающих обстоятельствах.

Двигательный навык – это комплекс двигательных и других функциональных компонентов. Если уровень развития компонентов недостаточен, то и двигательный навык не может быть осуществлён. Двигательные навыки постепенно ухудшаются и вовсе пропадают при отсутствии тренировки, или когда снижается уровень физических качеств занимающихся.

Практическое осуществление принципа прочности предполагает повторение упражнений. Систематическое повторение – главный и единственный способ закрепления и совершенствования результатов, достигнутых в обучении.

2.2 Классификация общеразвивающих упражнений по анатомическому признаку

Так как общеразвивающие физические упражнения используются для избирательного действия на развитие определённых мышечных групп, то соответственно задаче они классифицируются прежде всего по анатомическому признаку:

упражнения для рук и плечевого пояса – укрепляют мышцы плечевого пояса и рук, развивают необходимую подвижность в плечевом и грудино-ключичном суставах, формируют правильную осанку.

Препятствием для выполнения движений руками с полной амплитудой обычно являются укороченные грудные мышцы. Поэтому основное внимание в упражнениях для рук и плечевого пояса должно быть уделено упражнениям, укрепляющим мышцы, которые оттягивают лопатки к позвоночному столбу и растягивают грудные мышцы. Этому способствуют также все основные положения рук, принятые в гимнастике

упражнения для шеи – увеличивают подвижность суставов шейных позвонков, уменьшают шейную кривизну и укрепляют мышцы шеи. В целом всё это способствует правильному положению и свободному движению головы, хорошей осанке.

Движения головой проделываются во всех основных плоскостях. Кроме того, возможны и комбинированные движения. При движениях в переднее-заднем направлении для уменьшения шейной кривизны подбородок, как правило, должен быть подобран. Темп должен быть сравнительно медленный, особенно при поворотах головы.

упражнения для туловища – укрепляют мускулатуру и увеличивают подвижность позвоночного столба.

Все упражнения, связанные с наклоном туловища вперёд, способствуют выравниванию шейного и поясничного изгибов. При наклоне же назад эти изгибы увеличиваются. Так, например, при наклоне вперёд туловище принимает округлую форму, поясничный и шейный изгибы выравниваются, грудная кривизна несколько увеличивается. При наклоне туловища назад поясничная и шейная кривизна сильно увеличиваются, грудная же значительно выравнивается. Указанные анатомические особенности определяют большую или меньшую целесообразность тех или иных упражнений в боковой плоскости. Боковые движения позвоночного столба в лицевой, или фронтальной плоскости не вызывают особенных затруднений.

Упражнения для туловища выполняются в трёх направлениях: в боковой, лицевой и горизонтальной.

Упражнения в боковой плоскости включают упражнения для мышц спины (наклоны вперёд из различных исходных положений и с разнообразными движениями рук, прогибания назад из различных исходных положений и с различными движениями рук) и упражнения для брюшного пресса (наклоны назад, упражнения в упоре лёжа и упражнения из положения, лёжа на спине).

Основная задача упражнений для туловища в боковой плоскости – укрепление мышц спины и брюшного пресса, увеличение подвижности позвоночника и выравнивание поясничной кривизны.

Упражнения в лицевой плоскости помимо укрепления мышц брюшного пресса и спины ставят задачу увеличения подвижности позвоночника в лицевой плоскости (наклоны в стороны, упражнения в упоре лёжа боком, выпады в сторону)

Упражнения в горизонтальной плоскости объединяют различные повороты туловища. В зависимости от способа выполнения движения поворот туловища может происходить либо в суставах ног, либо в позвонках.

упражнения для ног – объединяют различного рода шаги, ходьбу, бег и прыжки.

К данной группе следует отнести и такие упражнения, с помощью которых можно изолированно воздействовать на увеличение подвижности суставов и на укрепление мускулатуры ног. Многие из этих упражнений используются как исходные положения при выполнении других упражнений. Некоторые упражнения для ног, связанные с уменьшением опоры, относятся к группе упражнений в равновесии.

Упражнения для ног делятся на упражнения на силу (приседания, выпады, прыжки на месте и в движении); упражнения на растягивание (при опоре на ноги наклоны к прямым ногам, упражнения на выпадах); упражнения на расслабление (при фиксированном туловище махи ногами)

2.3 Классификация общеразвивающих упражнений по физиологическому признаку

Всякая мышечная деятельность оказывает влияние на организм в целом, в том числе на развитие и строение мышц. К работающей мышце усиливается приток крови, питание такой мышцы идёт интенсивнее, чем питание мышцы, находящейся в покое; мышца при этом развивается и увеличивается в своём поперечнике. Для развития мышечной силы необходима такая работа мышц, которая по интенсивности превосходит работу мышц при обычной деятельности человека.

Известно, что даже сравнительно простые движения осуществляются при участии многих мышц, одни из которых сокращаются, другие растягиваются или расслабляются. Однако для более эффективного развития силы, гибкости и умения произвольно расслаблять мышцы применяются специальные упражнения, направленные на развитие каждого из этих качеств отдельно.

Поэтому упражнения для отдельных частей тела в свою очередь подразделяются на следующие группы:

упражнения силовые и скоростно-силовые – под упражнениями на силу следует понимать движения, при которых усиленно сокращаются мышцы (в относительно медленном темпе при значительном сопротивлении).

Интенсивность мышечного напряжения может увеличиваться либо за счёт

увеличения внешней нагрузки (упражнения с набивными мячами или парные

упражнения), либо за счёт увеличения количества повторений.

Чтобы упражнения на силу давали нужный результат, необходимо довольно часто менять их форму и число повторений. Для развития отдельных мышечных групп целесообразно использовать главным образом упражнения динамического характера, при которых создаются более благоприятные условия для кровоснабжения мышечной ткани.

упражнения на растягивания (гибкость) – следует понимать такие упражнения, которые способствуют полной нормальной анатомической подвижности суставов. Нормальная гибкость создаёт основу для свободных движений.

Подвижность суставов чаще всего нарушается вследствие укорочения некоторых групп мышц. Достигнуть нормальной длины таких мышц – основная задача упражнений на растягивание.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.

Это – специфическое качество: человек, обладающий хорошей гибкостью в одних суставах (например, тазобедренных), может оказаться совсем не гибким в других (например, плечевых).

К упражнениям на растягивание и гибкость надо подходить осторожно, начинать их с малой амплитудой движений. Перед упражнениями проделать несколько разогревающих движений.

упражнения на расслабление – способствует развитию умения выключать напряжение тех мышц, которые непосредственно в данном движении не участвуют, т.е. избавляться от излишнего мышечного зажима.

К наиболее простым упражнениям на расслабление относятся те, в основе которых используется вес отдельных частей тела.

В основе более сложных упражнений лежит пассивное раскачивание какой-либо расслабленной части тела за счёт активных перемещений, главным образом, туловища.

Очень ценны упражнения на расслабление без движений (лёжа на полу, расслаблять мышцы), так как, исполняя такие упражнения, занимающиеся могут лучше сосредоточиться на данном задании, а преподавателю легко проверить степень расслабления.

исходное положениеимеет важное значение при выполнении любых упражнений – это начальное положение тела перед выполнением последующих движений. Правильно принятое исходное положение является одним из обязательных условий для достижения результатов, ожидаемых от данного упражнения.

Чаще всего исходным положением (и.п.) является основная стойка, пятки соприкасаются, ступни развёрнуты примерно под 45 градусов, ноги в коленях выпрямлены, руки без напряжения опущены вдоль тела, кисти со слегка согнутыми пальцами повёрнуты ладонями внутрь. Плечевой пояс опущен без напряжения, грудь подана вперёд, плечи отведены немного назад. Голова держится прямо.

Режим занятий физическими упражнениями

Режим физическими упражнениями должен быть таким, чтобы в результате их выполнения достигалась поставленная задача – развитие определённых двигательных качеств.

Занятия слабой интенсивности не дадут ожидаемого эффекта, чересчур интенсивные занятия могут привести к утомлению и снижению работоспособности. Как же определить оптимальный режим занятий для конкретного человека? Такой режим должен быть индивидуальным, и основываться на изменении частоты сердечных сокращений (ЧСС) в режиме разных нагрузок.

В режиме стандартной непрерывной нагрузки нормой считается увеличение частоты сердечных сокращений:

для начинающих до 120 – 180 уд/мин.,

для спортсменов 150 – 180 уд/мин.

При такой ЧСС продолжительность выполнения упражнений может составлять от 10 – 15 мин. до нескольких часов.

В режиме переменной непрерывной нагрузки ЧСС должна быть в диапазоне от 130 – 140 до 170 – 185 уд/мин. продолжительность таких упражнений должна быть от 10 – 12 мин. до 1 часа.

В режиме интервальной нагрузки продолжительность упражнений не должна быть более 1,5 мин. ЧСС к концу работы должна достигать 180 уд/мин. Интервалы отдыха между повторениями должны составлять не боде 4 мин., ЧСС перед повторением упражнения должна снижаться до 120 – 140 уд/мин.

Если ЧСС не соответствует указанным нормам, то интенсивность нагрузки либо мала, либо слишком велика. При соблюдении указанной ЧСС специалисты рекомендуют занятия 3 раза в неделю по 30 мин.

Подготовительно-тренировочный раздел

Подготовительно-тренировочный раздел неразрывно связан с теорией физического воспитания – наукой об общих законах управления процессом физического совершенствования человека. На тренировочных занятиях человек овладевает двигательными навыками.

Под двигательными навыками мы понимаем целесообразные действия, выполнение которых не требует специально направленного на движения внимания.

Навыки образуются в результате заучивания движений и по физиологическому механизму являются двигательными условными рефлексами (например, жонглирование тремя мячами).

Навык не обязательно предполагает совершенное владение техникой двигательного действия исполнителями. Ошибочные, нецелесообразные навыки трудно подаются исправлению. Положительного эффекта можно добиться лишь в том случае, если число повторений двигательного действия в новом варианте превзойдёт повторение в первоначальном виде.

Навыки являются основой для новых умений. Умения, как и навыки – двигательные действия, но они предполагают способность управлять

движениями, приобретённую на основе знаний и опыта.

Навыки экономят физические силы. В начале разучивания упражнения человек делает много ненужных и лишних движений, но по мере формирования навыка, в результате налаживания координационных механизмов, исчезают связанность в движениях и чрезмерное общее напряжение.

Общеразвивающие физические упражнения служат для формирования и совершенствования двигательных навыков и умений, способствуют совершенствованию ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображения.

Современные системы занятий и комплексы упражнений.

В настоящее время в мире получили широкое распространение различные системы занятий физическими упражнениями, направленные на совершенствование телосложения – бодибилдинг, пауэрлифтинг, аэробика, шейпинг и др. остановимся на двух из них – бодибилдинге и шейпинге. По своей сути и – бодибилдинг (адресованный мужчинам) и шейпинг (адресованный женщинам) относятся к нетрадиционным видам атлетической гимнастики. Основная направленность занятий в этих системах и, соответственно, состав подбираемых для них упражнений характеризуются акцентированным воздействием на мышечную и подкожно-жировую ткань занимающихся с целью индивидуального формирования и коррекции мышечного рельефа.

Основные упражнения для коррекции рельефа мышц – упражнения избирательного воздействия. Их объединяют в специальные комплексы, обеспечивающие проработку каждой конкретной группе мышц. При этом в данные комплексы включают упражнения, связанные как с наращиванием мышечной массы, так и со снижением веса тела. Поэтому комплексы упражнений бодибилдинга и шейпинга имеют двойную специфическую направленность: повышение и одновременно снижение массы тела. Отсюда следует, что включаемые в них упражнения, величина нагрузки и режимы их выполнения также характеризуются двойной направленностью.

Избирательность воздействия каждого упражнения комплекса определяется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, их физической подготовленности, строения тела и рельефности мышц. Выполнение упражнений требует их согласованности с фазами дыхания, оптимальным чередованием нагрузки и отдыха, расслаблением мышц во время отдыха и их массированием.

В системе занятий комплексы атлетической гимнастики, оставаясь относительно постоянными по составу упражнений, чередуются через определённое количество занятий (например, замена одного комплекса на другой через каждые две – три недели).

Комплексы упражнений.

Упражнения без предметов

1. Для рук и плечевого пояса :

И.п.- основная стойка, 1 – руки вперёд, 2 – руки вверх, 3 – руки перед грудью, 4 – руки к плечам, 5 – руки на пояс, 6 – и.п.

2. Для рук и плечевого пояса в потягивании:

И.п. – о.с, руки к плечам, 1 – 2 – правой рукой потянуться вверх, голову вверх – вдох , 3 – 4 – и.п. – выдох , 5 – 6 – левой рукой потянуться вверх, голову вверх – вдох, 7 – 8 – и.п. – выдох. При поднимании рук тянуться веем корпусом вверх, на носки не подниматься.

3. На развёртывание грудной клетки (рывковые движения):

И.п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, 1 – 2 – два рывка назад согнутыми руками, 3 – 4 – два рывка назад прямыми руками; при разведении рук в стороны ладони повернуть вверх, руки вниз не опускать, дыхание произвольное.

4. На развитие силы мышц ног:

И.п. – пятки, носки вместе, руки опущены, 1 – 4 – приседаем, руки в стороны – вдох, 5 – 8 – и.п. – руки вниз – выдох; приседать на носках, колени держать вместе, вперёд не наклоняться.

5. Для боковых мышц спины и брюшного пресса

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1 – 3 – три пружинистых наклона вправо, 4 – и.п. То же в другую сторону. Наклоны делать точно в сторону, вперёд не наклоняться, ноги в коленях не сгибать, дыхание – произвольное.

6. Для мышц брюшного пресса («угол»):

И.п. – упор, сидя сзади, 1 – 4 – поднять ноги вверх под углом в 45 градусов – вдох, 5 – 8 – и.п. – выдох; спину держать прямо, носки и колени натянуты.

7. Для мышц спины:

И.п. лёжа на спине, руки вдоль тела, ладонями вниз, 1 – 2 – прогнуться в спине – вдох, 3 – 4 – и.п. – выдох; при прогибании в спине упор приходится больше на руки, голову и таз от пола не отрывать, упражнение делать в медленном темпе

8. Для мышц спины: И.п. – лёжа на животе, пальцы рук сплетены сзади, 1 – 2 – прогнуться назад, отводя сцепленные руки назад вверх, ноги от пола не отрывать – вдох; 3 – 4 – и.п. – выдох; упражнение делать в напряжении, в медленном темпе, при прогибании голову отводить назад.

9. Для рук и плечевого пояса, на напряжение и расслабление

И.п. – руки в стороны, кисти выпрямлены и напряжены, 1 – 2 – уменьшая напряжение мышц, почувствовать тяжесть кисти, 3 – 4 – уронить кисти, 5 – 7 – пауза – проверить расслабление, 8 – и.п. Сделать то же упражнение из и.п. а) кисти в кулаках б) кисти подняты

10. На потягивание и расслабление

И.п. – лёжа на спине, руки подняты вверх, 1 – 4 – потянуться всем телом, сильно вытягивая руки и ноги, 5 – освободить от напряжения всё тело, расслабив все мышцы, 6 – 8 – пауза, проверка расслабления.

Упражнение с гимнастической палкой

1. И.п. – стойка ноги врозь, палка внизу

1 – 2 – палку вверх, потянуться – вдох, 3 – 4 – палку вниз – выдох

2. И.п. – стойка ноги врозь, палка за спиной.

1 – наклон, вперёд прогнувшись – выдох, 2 – выпрямиться – вдох.

3. И.п. — стойка ноги врозь, палка за головой (на плечах)

1 – поворот туловища налево, 2 – и.п., 3 – 4 – то же в правую сторону – дыхание равномерное.

4. И.п. – стойка ноги вместе, палка вертикально впереди

1 – присесть, 2 – встать – палка выполняет роль опоры.

5. И.п. – стойка ноги врозь, палка за головой (на плечах)

1 – наклон влево, 2 — выпрямиться, 3 – 4 – то же в правую сторону – дыхание произвольное.

6. И.п. – лёжа на груди, палка вверху (руки свободно лежат на полу)

1 – 2 – сгибая руки, палку за спину (на лопатки) прогнуться, 3 – 4 – и.п. (ноги не отрывать от пола). Прогнуться – выдох, возвращаясь в и.п. – вдох.

7. И.п. – стойка ноги вместе, палка внизу, хват на ширине плеч

1 – 2 – отводя палку немного вперёд и сгибая ногу, перешагнуть через палку, 3 – 4 – продеть ногу обратно. Упражнение выполняется поочерёдно левой и правой ногой. При постановке ноги на пол – вдох, при сгибании — выдох.

Упражнение с малым мячом

1. И.п. – о.с. мяч в левой руке. 1 – 2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку – вдох, 3 – 4 – опустить руки вниз – выдох

2. И.п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке. 1 – наклон вправо, руки за голову, передавая мяч в правую руку, 2 – выпрямиться, руки вниз, 3 – 4 – то же в другую сторону, передавая мяч в левую руку.

3. И.п. – стойка ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке, 1 – глубокий присед, колени вместе, руки вниз, передать мяч в левую руку (у носков) – выдох, 2 – встать, руки в стороны – вдох, 3 – 4 – то же в другую сторону

4. И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу

Повернуть туловище направо, бросить мяч вверх, поймать его двумя руками и вернуться в и.п. То же в другую сторону.

5. И.п. – упор, стоя на коленях, мяч на полу между ладоней

1 – 4 — взять мяч правой рукой и, сделав ею большой круг вперёд – вверх (в боковой плоскости), положить мяч на место. То же левой рукой. Начало движения – вдох, окончание — выдох.

Заключение

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. А так как в нём всё взаимосвязано, то положительное влияние на нервные процессы содействуют более полному раскрытию способностей каждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности. Регулярные физические нагрузки улучшают работу сердца, лёгких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему. Регулярные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную ёмкость лёгких, подвижность (экскурсию) грудной клетки, улучшает телосложение, движения приобретают выразительность и пластичность. Немаловажно и то, что у тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.

В наше время существенным образом изменились условия труда. Увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, использованием компьютеров, требующих от человека большего внимания, умения выполнять сложные и точные движения, быстро ориентироваться и переключаться от одних двигательных действий к другим. Иначе говоря, в сфере трудовой деятельности увеличилось значение координационно-двигательных (психомоторных) способностей.

Вместе с тем успех во всех профессиях, в особенности, таких как строители, монтажники, шахтёры, механизаторы, фермеры и других, немыслим без развития таких волевых качеств, как целеустремлённость, выдержка, самообладание, инициативность.

Вышеназванные физические и психические качества и способности можно успешно развивать и совершенствовать, используя физические упражнения.

Список литературы:

Качашкин В.М. Методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1972. — 320 с.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2003. — 478 с.

Теория и методика физического воспитания. Под ред. Б.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.

Теория и методика физического воспитания. Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов. Под ред. В.И. Ляха. — М.: Просвещение, 2001. — 122 с.

Предыдущий:

Следующий: