Курсач.

Развитие координационных способностей у слабовидящих детей начальной школы(7-11 лет)

Кто такие и почему в СМГ?

Какие ограничения?

Что такое координационные способности и как их развить?

Почему важны координационные способности?

Особенности уроков.

1. Слабовидящие дети

дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).

Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые, однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом; часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев слабо-видения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза.

Встречающиеся у детей дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т. д., к стационарным — пороки развития: мйкрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм (еж.) высоких степеней и не прогрессирующие последствия заболеваний и операций— стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).

Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у С. д. отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для С. д. характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.

Однако слабое зрение остается у С. д. ведущим анализатором, как и у нормально видящих. С. д. пользуются зрением как основным средством восприятия. У С. д. осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых.

С. д. дошкольного возраста могут воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены их индивидуальные особенности. С. д. дошкольного возраста развиваются так же, как и дети с нормальным зрением, если им дают пояснения и показывают предметы, которые не могут быть ими самостоятельно восприняты. С. д. могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.

Если врач-офтальмолог назначил ребенку очки, родители должны следить за тем, чтобы он правильно их носил, постоянно ими пользовался, а также строго соблюдал рекомендации глазного врача.

В том случае, если слабовидящий ребенок начинает учиться в массовой школе, темп его работы быстро отстает от темпа работы остальных учеников. Это приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже его возможностей. Ребенок в таких условиях становится раздражительным, проявляет негативизм, обособляется от коллектива.

Обучение С. д. должно проходить в особых условиях, способствующих охране слабого зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих утомление. К ним относятся применение назначенных офтальмологом средств коррекции зрения: обычных (очки) и специальных (лупы, телескопические очки), повышенная освещенность рабочего места, специальные учебные пособия, рациональный режим зрительной работы.

В Советском Союзе С. д. обучаются в спец. школах-интернатах, спец. классах при школах слепых. Методы учебной и воспитательной работы со С. д. принципиально не отличаются от методов работы с нормально видящими, но строятся с учетом особенностей, обусловленных слабым зрением уч-ся.

Важнейшая задача в учебно-воспитательной работе со С. д. — охрана их слабого зрения и его разумная тренировка. Для этого в учебных помещениях, где занимаются С. д., установлены повышенные нормы освещенности. При искусственном освещении лампами накаливания освещенность на рабочей поверхности (крышке парты) должна достигать 500 люкс, а при люминесцентных светильниках — 600 люкс. Естественная освещенность учебных помещений обеспечивается отношением площади застекленной поверхности окон к площади пола как 1 : 3. На окнах в классах рекомендуется иметь светлые занавески, закрывающие отдельно верхнюю и нижнюю части окна, чтобы можно было в соответствии с особенностями зрения каждого учащегося регулировать естественную освещенность отдельных парт в течение дня. Во всех помещениях исключается прямая и отраженная блескость. Стены классов и других школьных помещений окрашиваются масляными красками различных оттенков зеленого и желтого цветов очень слабой насыщенности.

Для освещения рабочего места слабовидящего ученика дома рекомендуется настольная лампа с абажуром молочного стекла; мощность электрической лампы избирается в зависимости от состояния зрения ребенка после консультации с глазным врачом.

Специальные одноместные школьные парты для С. д. обеспечивают правильную посадку при -чтении, письме, рисовании, рассматривании иллюстраций и т. д. и дают возможность располагать книги и тетради на необходимом расстоянии от глаз. Конструкция специальной парты, разработанная Институтом глазных болезней им. Г. Гельм-гольца, предусматривает также возможность укрепления лупы на подвижном шарнире.

В младших классах школы С. д. применяются учебники с крупным шрифтом. Для обучения письму пользуются тетрадями со специальной, более четкой, разлиновкой.

Учебно-наглядные пособия в школах С. д. способствуют уточнению представлений у детей и отвечают требованиям охраны слабого зрения: в них отсутствуют резкие контрасты (для черных силуэтных изображений фон делается не белый, а светло-желтый или светло-зеленый), усилена четкость шкал, схемы, рисунки, географические карты разгружены от мелких элементов. Хорошие результаты дает применение на уроках диапозитивов и диафильмов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Особое внимание уделяется таким методам обучения, как лабораторные работы, экскурсии, работа на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских.

Замедленный темп уч. занятий, требующих участия зрения, применение наглядных пособий, доступных восприятию с помощью слабого зрения, сочетание фронтальных методов с индивидуальными облегчают С. д. овладение знаниями, умениями и навыками. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и уточнению их.

Учебная работа, требующая участия зрения, чередуется с устными формами занятий. Для охраны зрения С. д. необходимо делать перерывы в зрительной работе (чтение, письмо, рассматривание иллюстраций) через каждые 10—15 мин.

Многим С. д., в зависимости от характера заболевания, приведшего к снижению зрения, противопоказана большая физическая нагрузка, что также учитывается при обучении, занятиях физической культурой, трудовой подготовке.

Соблюдение требований охраны слабого зрения и разумная тренировка его приводят к развитию зрительного восприятия, к обогащению и уточнению имеющихся у С. д. представлений, а в целом ряде случаев — и к улучшению зрения.

Выпускники советских школ для С. д. получают общее и политехническое образование в объеме массовой школы и профессионально-трудовую подготовку. По окончании школы слабовидящие, имеющие остроту зрения в пределах 0,05—0,08, работают в основном на предприятиях Об-ва слепых; остальные поступают на работу на общих основаниях с выпускниками массовых школ; многие слабовидящие продолжают свое образование в техникумах, вузах. ( http://www.defectology.ru)

2.

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. При хорошей координированности отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко. Координация движений помогает справиться с двигательной задачей правильно. Координация требуется там, где возникшая перед нами двигательная задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно, правильно решить эту задачу. Что значит правильно выполненное движение? Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу.

     Координация – комплексное качество, объединяющее в себе несколько физических качеств, которые столь же многообразны и сложны, как разнообразны и сложны виды двигательной деятельности человека. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные  двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.( http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/chto-zhe-takoe-koordinaciya-i-kak-opredelyat-uroven-ee-razvitiya-u-detey)

Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;

- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.

(http://xreferat.ru/103/355-1-razvitie-koordinacionnyh-sposobnosteiy-k-ravnovesiyu-u-deteiy-7-9-let.html)

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:

1. способности человека к точному анализу движений;

2. деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3. сложности двигательного задания;

4. уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т. д.);

5. смелости и решительности;

6. возраста;

7. общей подготовленностью занимающихся

(http://otherreferats.allbest.ru/sport/00217209_0.html)

Т.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».( http://xreferat.ru/103/355-1-razvitie-koordinacionnyh-sposobnosteiy-k-ravnovesiyu-u-deteiy-7-9-let.html)

Средства воспитания координационных способностей.

Практика воспитания физического воспитания и спорта располагает основным арсеналом средств для воспитания на координационные способности.

Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор или увеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчает освоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительной информации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняют выполнение двигательных действий.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.

На стартовой тренировке применяют две группы таких средств:

Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.

Развивающие, направленныее на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Зятем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.( http://xreferat.ru/103/355-1-razvitie-koordinacionnyh-sposobnosteiy-k-ravnovesiyu-u-deteiy-7-9-let.html)

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще-подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это физические упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела иди его частей. В разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты), упражнения в равновесии [11].

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную активность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижение на лыжах, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями [13]

На спортивной тренировке применяются две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие усвоению новых форм движений того или иного спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях, двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей [21].

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

(http://otherreferats.allbest.ru/sport/00217209_0.html)

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать:

a. упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

b. разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;

c. плавание;

d. массаж, сауну, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

1) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупреждает появление ненужной напряженности;

2) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних групп мышц с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

(http://otherreferats.allbest.ru/sport/00217209_0.html)

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности [5].

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т. е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

· Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

· Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

· Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

(http://otherreferats.allbest.ru/sport/00217209_0.html)

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире: 90 % информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физиологическом и психическом развитии ребенка (Шалгинова В.И., 2000; Ростомашвили Л.Н., 2001).

Орган зрения человека состоит из глазного яблока, зрительных нервов в головном мозге. В глазном яблоке расположены его оптическая система и светочувствительный слой — сетчатка. Зрительный анализатор — самый сложный и наиболее совершенный орган, взаимодействующий с двигательными, тактильными, слуховыми и другими анализаторами. Он обеспечивает выполнение сложных зрительных функций, из которых основными являются функции центрального зрения, светоощущения и цветоощущения.

Как отмечают В.И. Белицкая, А.И. Гнеушева (1982), Г.Г. Демирчоглян (1996) и др., центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской документации острота зрения обозначается — Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (Д). Острота зрения правого глаза — VisOD, левого VisOS. Остроту зрения, при которой глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0).

По определению В.М. Астапова (1994), слепые дети — дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо с сохранившимся светоощущением, либо с остаточным зрением. Выделяют следующие степени потери зрения: тотальная (абсолютная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения; практическая слепота, при которой сохраняется светоощущение (максимальная острота зрения 0,04) на уровне отличия от темноты и остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук, расположенные возле лица обследуемого, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых имеют остаточное зрение.

Относительно большую группу, по сравнению со слепыми, составляют слабовидящие дети (с остротой зрения от 0,05 Д до 0,4 Д на лучше видящем глазу с коррекцией его обычными очками). Слабовидящими считают также лиц с более высокой остротой зрения, но имеющих другие нарушения зрительных функций (например, сужение поля зрения, сниженная точность, замедленность обзора) (Аветисов Э.С., 1975; Демирчоглян Г.Г., 1997; Ростомашвили Л.Н., 2001).

Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Однако слабо-видение все же оказывает заметное влияние на развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения (Кириллова Л.И., Сековец И.С., 1987; Кручинин В.А., 1990; Ермаков В.П., 2002).

Нарушение зрения у детей может быть обусловлено различными причинами. К наиболее часто встречающимся заболеваниям относят: наследственные заболевания (например, некоторые формы врожденных катаракт и др.), внутриутробные поражения органа зрения при токсоплазмозе, краснухе беременных и других тяжелых заболеваний матери во время беременности, особенно на ранних ее этапах, когда у плода формируется орган зрения. Поражение органа зрения может быть связано с заболеванием самого ребенка, например при туберкулезном менингите, при менингоэнцефалитах, опухолях мозга и др. (Солнцева Л.И., 1998).

У слабовидящих детей состояние зрительных функций разнообразно. Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью глазной патологии. К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др. (Ростомашвили Л.Н., 2001). Собственные исследования показывают, что наиболее часто встречающимися заболеваниями зрительного анализатора являются миопия (близорукость) (у 30,2% детей), нистагм — (25,5%), астигматизм — (25,5%) и косоглазие — (23,2%). Рассмотрим характерные особенности некоторых заболеваний, которые чаще всего встречаются у детей школьного возраста.

Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате чего дети плохо видят отдельные предметы, действия. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 Д; средняя — от 3 до 6 Д; высокая — свыше 6 Д. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясения тела и пр. (Сермеев Б.В., Сермеева А.Р., Остапенко Н.А, 1985).

Э.С. Аветисов, И.И. Курпан, Е.И. Ливадо (1980) отмечают, что в семьях, где близорукость прослеживалась в ряде поколений, она встречается в 4 раза чаще, чем в других семьях. Одним из факторов развития близорукости является ослабленная склера — внутриглазное давление. Оно может изменяться в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушений.

(http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/korrekcionno-razvivajuwaja-metodika-sovershenstvovanija-dvigatelnyh-kachestv-i.html)_




Предыдущий:

Следующий: