Своеобразие культуры московского государства

своеобразие культуры московского государства

  • ЗДЕСЬ — ДОКЛАД — Культура Московского государства

    РЕФЕРАТ — СКАЧАТЬ — Традиционная культура Московского государства (убрать пробел)

    [ссылка появится после проверки модератором] . ru/referats/preview/111534/?traditsionnaya-kultura-moskovskogo-gosudarstva

    Культура Московского государства — Россия, Russia

    С конца XIV в. развитие культуры русских земель характеризуется значительным подъемом. Основным содержанием культурного процесса в XV в. является задача национального освобождения и укрепление могущества единого Русского государства. Москва становится истинным центром общерусской национальной культуры. В этот период укрепляются роль и значение русского языка, создаются произведения литературы, все более подчиняющиеся единой теме государственного строительства. Растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого периода оценивают как «русское Возрождение».

    В XV в. практически во всех крупных городах Северо-Восточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются старые и создаются новые рукописные книги. Растет грамотность различных слоев населения, особенно городского.

    В области литературы особое место в этот период занимает московское летописание. В 1408 г. при митрополичьем дворе складывается традиция составления общерусских летописных сводов, к первым из которых относится Троицкая летопись, а к 1480 г. восходит создание Московского летописного свода, являвшегося идеологическим обоснованием объединения русских земель вокруг Москвы.

    Победа на Куликовом поле вызвала к жизни такие выдающиеся литературные произведения, как «Сказание о Мамаевом побоище» и поэтическая повесть «Задонщина», записанная монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином в конце XV в.

    Подъем русской культуры и искусства, охвативший русские земли, объединенные Москвой, обуславливался восстановлением и расширением культурных связей со странами Европы и Востока. Особенно важное значение имели связи молодого Московского государства с народами Болгарии и Сербии, оказавшими заметное влияние на русскую литературу и изобразительное искусство. Так, южнославянским влиянием проникнута житийная литература. Признанным мастером этого жанра был Епифаний Премудрый (ум. в 1422 г. ) , автор житий Сергия Радонежского, Стефана Пермского.

    Особое место в русской средневековой литературе занимает Хронограф — сборник нравоучительных и занимательных повестей по всемирной истории, подготовленный в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом, жившим на Руси с 30-х годов XV в. до своей кончины в 1484 г. Он также выступает редактором ряда известных на Руси житийных сказаний, близких по своей основе к устному народному творчеству.

    Расширение политических, экономических и культурных связей Московского государства с другими странами отражает такой известный литературный памятник этой эпохи, написанный в литературном жанре Lхождений¦, каким является путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», посвященный описанию его путешествия в Персию, Индию и другие страны Востока в 1466?1472 гг.
    Помимо этого в Московском государстве был широко распространен фольклор как эпического, так и сатирического содержания.

    Русское зодчество XV в. характеризуется дальнейшим развитием двух главных архитектурных школ? новгородско-псковской и московской. Примером первого направления является храм Василия на Горке (1410), построенный во Пскове. Московская архитектурная школа, основанная на традициях владимирского и новгород-ско-псковского зодчества, постепенно приобретает доминирующее значение. Уникальными памятниками ранней московской архитектуры являются соборы Успения на Городке в Звенигороде, а также храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей.…… … …




Предыдущий:

Следующий: