Русский танец


Русский танец — это не что иное, как проявление чувств, в художественной форме передавая ощущения красоты жизни, отображая трудовые процессы, давая выход жизненной энергии.

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII, на характер танца налагали отпечаток языческие религиозные представления. Первым русским танцем считается хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога. Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

 

В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство — Киевская Русь. Принятие христианства способствует развитию культуры; возводятся храмы, развивается письменность. В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.

  

В конце XV столетия русский народ полностью освобождается от многовекового татаро-монгольского ига, что способствует мощному подъёму национальной культуры. Однако в средние века усиливающееся влияние православной церкви негативно сказывается на народном искусстве, видя в народных песнях и танцах пережитки язычества. Это привело к тому, что в XVII веке, под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович издаёт указы о преследовании скоморохов. Но даже эти указы царя не могли уже искоренить творческий гений русского народа, так ярко и публично «растиражированного» скоморошеским движением. И уже к концу этого столетия на Руси складываются основные песенные жанры, и формируется русская народная хореография.

 

XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи. Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез, лансье и др. И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы. Так, в результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, ленце и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.



Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором десятилетии XX века. Это период начала мощного развития русского народного творчества всех его видов и жанров. Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства. Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы. Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме.

И сейчас Россия, одна из немногих стран мира, в которой по сей день продолжает существовать государственная система профессиональной подготовки преподавателей танца. Каждый российский специалист в области хореографии – это специалист широкого профиля в своём сегменте, так как он получает профессиональные знания не только в области русского танца, но и в том числе классического балета, как основы хореографического искусства. Полученные знания, подтверждённые дипломом об образовании, дают ему право не только преподавать русский танец, классический балет, но и другие виды современных танцевальных жанров.




Предыдущий:

Следующий: