Русский придворный театр


Русский придворный театр

Профессиональный театр возник в России позднее, чем во всех европейских странах. В Англии уже умер Шекспир, в Испании доживает последние годы Кальдерон, а у нас… У нас Степан Разин, церковный раскол — и никакого театра.

Первую попытку создать театр предпринимает в 1672 году царь Алексей Михайлович, вернее — его ближний боярин Артамон Матвеев, личность во многих отношениях примечательная.

Артамон Матвеев

Именно в его доме, доме человека просвещенного (женщинам дозволялось участвовать в беседе, присутствовать на музыкальных вечерах, которые Матвеев завел у себя), царь увидел племянницу и воспитанницу Матвеева Наталью Нарышкину. Она стала его женой и матерью Петра I.

Один из первых «западников», Матвеев ценил общение с иностранцами и охотно пересаживал на русскую почву заморские новинки. Он организовал типографию при Посольском приказе, собрал огромную библиотеку и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. Дом его был убран по-европейски, с разрисованным потолком, картинами немецкой работы, изображавшими святых, и часами столь затейливой конструкции, что на них обращали внимание и иностранцы. Человек образованный, Матвеев написал «Историю русских государей, славных в ратных победах, в лицах» и «Историю избрания и венчания на царство Михаила Федоровича». Кроме того, он был ответствен за создание «Царского титулярника» — справочника по монархам и другим первым лицам разных стран.

Позже судьба уготовила Матвееву долгую ссылку, из которой он вернется в 1682 году, после смерти царя Федора. Вернется — и через три дня восставшие стрельцы убьют его на глазах царской семьи (Нарышкиных) на Красном крыльце, сбросят вниз на площадь и изрубят. И никакого западничества — один только «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»…

Естественно, «западнику» Матвееву пришла мысль о придворном театре. «Тишайший» царь тоже не хотел отставать от Европы. Начали активно создавать театр. Царь велел соорудить так называемую «комедийную хоромину» и послал в Европу полковника фон Стадена разыскивать актеров. А пока суть да дело, Матвеев обратился к лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори , который собрал детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека, и стал с ними разучивать комедию об Эсфири, или так называемое «Артаксерксово действо».

Пастор Грегори

По содержанию и по складу комедия эта ни в чем не отличалась от подобного рода библейских драматических представлений, которые разыгрывались в школах и университетах всей Западной Европы XVII в.

В первый раз «Артаксерксово действо» было поставлено в ноябре 1672 года в селе Преображенском. Накануне царь посовещался с духовником — не грешное ли дело затевают, ведь недаром театр на Руси (и в других славянских странах) назывался «позорище» (в Сербии так и до сих пор — «позориште»).



…Сцена представляла собой дворец царя Артаксеркса, облаченный в горностаевую мантию библейский царь восседал на сцене пред очами царя настоящего. Среди деревьев, почти настоящих, на которых от человеческого голоса дрожали почти настоящие шелковые зеленые листочки, появлялась женщина в белом платье, Эсфирь — а на нее во все глаза смотрела царица Наталья. Была ясно видна связь творимого на сцене — с жизнью: Артаксеркс предпочитает бедную Эсфирь другим невестам так же, как Алексей Михайлович предпочел Нарышкину, мудрый советник Мардохей явно напоминал Матвеева, казнь коварного интригана Амана давала понять врагам Матвеева их перспективу, а в конце библейские персонажи пели:Ей, ей, ей!

Великая Москва с нами ся весели!

Аллюзии, абсолютная условность (все женские роли играли юноши), неведомое звучание органа, скрипки и гобоя…

Спектакль шел 10 (!) часов и так понравился царю, что тот смотрел его все 10 часов, не вставая с места, а после спектакля отправился прямиком в мыленку и оставался там дольше обычного: смывал скверну греха…

Царь Алексей Михайлович

И спектакли стали играть постоянно. «Комедия о Давыде с Голиадом», «Темир-Аксаково действо»… В 1673 году была составлена русская труппа из двадцати шести подъяческих и мещанских детей. Придворные извещались о спектаклях «нарочными сокольниками» и «стремянными конюхами». В 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, театр был закрыт.

Государственный публичный театр. Петр Алексеевич

Следующая попытка принадлежит Петру I и относится к 1702 году, когда царь повелел отстроить в Москве, на Красной площади, «комедиальную храмину» на несколько сотен зрителей и ревностно следил за мероприятием. Понимал: театр — дело политическое, публичное, массовое, тут будут прославлять его, Петра, победы, укреплять государственность. Из всех искусств для того времени важнейшим являлся именно театр.

Отстроить-то отстроили, но кто будет играть? Пригласили труппу немецких актеров под руководством антрепренера И.-Х. Кунста. После смерти Кунста в 1703 году его место занял Фюрст.

Играли на немецком, обучали и русских ребят, но публика ходила в театр неохотно, и хотя билеты были дешевы, а зрителей театра к тому же освобождали от уплаты пошлин за хождение в ночное время (только развивайтесь духовно!), — в зале порой сидело не больше 25 человек. Ни сюжеты о взятии Орешка, ни прочие «триумфальные» сюжеты публику не привлекали, страшно далеки от народа были Кунст и Фюрст, чужды им были русские нравы и обычаи.

Театр стал неудавшейся петровской реформой и в 1706 году был закрыт.

А император веселился на шутовских свадьбах и маскерадах…

Свадьба петровского карлика




Предыдущий:

Следующий: