Русский язык и культура речи

Русский язык и культура речи

Контрольная работа

Вариант 1

1

1.Структура национального русского языка:

1Литературный язык

2 Просторечия

3 Диалект

4 Жаргоны

Литературный язык — общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям.

Просторечие — слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население, иногда, слова из разговорной речи употребляют высокопоставленные чиновники, с целью найти общий язык с целевой аудиторией. Термин «просторечие» был введён Дмитрием Ушаковым в значении «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами». Жаргон — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой. Развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих, различных профессиональных групп. Эти Ж. не следует смешивать с профессиональными языками, которые характеризуются сильно развитой и довольно точной терминологией того или иного ремесла, отрасли техники, а также и от «воровских жаргонов», языка деклассированных, преступных элементов общества. Диалект (греч. — «наречие» от греч. — «говорить, изъясняться») — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, которых не понимает большинство общественности. Диалект является полноценной системой речевого общения (устной или знаковой, но не обязательно письменной) со своими собственными словарём и грамматикой.

2.

2

1. 1.В последние годы было создано масса количество инновационных форм.2. Сельским товаропроизводителям стало экономически невыгодно реализовывать продукцию по сложившимся ценам.3. Эти данные позволили автору сделать следующие выводы и предложения.4. На предприятии использовалось более современное оборудование. 5. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 

2. 1.Территориальные образования в недавнем прошлом не просто не учитывались, а вообще не принимались во внимание .2 По информации источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 3. К тому же право подписи под документом -прерогатива префекта, что исключает возможность сделки.4. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся выяснить концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 5.Реформа ведётся при сосуществовании старых и новых структур управления.

3. 1. Вещественные доказательства были представлены для выводов эксперту.2.Рассказ о случившемся он закончил явной угрозой потерпевшему.3.Почти все рассказы этого писателя являются автобиографичными.4. Надо вымыть пол в ванной.5 . Вовка – невежда! Ни с кем не здоровается.

4. Черный кофе(м.род), большая мозоль(ж.р), розовая фламинго( ), полезный киви (ср.р),дорогой виски (ср.р), белый лебедь (мж.р), крошечная иваси(жн.р),теплый Сочи(м.р), протеже(общ.р) молодой протеже (м.р).

5. БАМ — Байка́ло-Аму́рская магистра́ль:  Строительство Байкало-Амурской магистрали потребовало мобилизации огромных ресурсов всей страны.(ж.р)

ПАТП- Пассажирское автотранспортныое предприятие : Пассажирское автотранспортныое предприятие составили расписание автобусов. (ср.р)

СНГ- Содружество Независимых Государств: Содружество Независимых Государств выступило с инициативой. (ср.р)

6. 1. В зале суда присутствовало около пятидесяти человек. 2. Преподаватель насчитал в аудитории двадцать одного студента. 3. Поезд шёл с тремястами восьмьюдесятью девятью  пассажирами в двенадцати вагонах.

7. Согласно прогнозу погоды завтра будет тёплая погода. Необходимо сделать упор проблему адаптации системы управления рыночными преобразованиями. 3. Его можно назвать хорошим хозяйственником, но можно назвать и талантливым предпринимателем. 4. Вопреки постановлению префект административного округа не получил необходимых полномочий. 5. Необходимо информировать нас о ходе решения проблемы.

8. 1. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.2. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.3. Уткин выбежал во двор ,спрятался за дерево ,где потом его задержали.4.Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.5. Монтёр, вызванный к начальнику цеха, не явился.6.7.Большое количество слушателей и преподавателей института сдали нормы по лыжам.8. Партнерские отношения развивались таким образом, что они были выгодны для лиц, курировавших наиболее важные отрасли народного хозяйства, и, может быть, даже являвшихся для них единственным условием движения вперед.9.10. Хозяйка предложила жильцам пройти в их (её) комнату .

Предыдущий:

Следующий: