Роман Черепанов_рецензия на фильм Темный мир


Отзыв о фильме «Finsterworld»

На первый взгляд фильм «Тёмный мир» кажется запутанным сплетением различных исто-рий различных людей, разобраться в которых едва ли представляется возможным. Однако по ме-ре просмотра можно постепенно выстроить связанную картину происходящего и попытаться по-нять, что же всё-таки хотел показать режиссёр.

Можно заметить, что в данном фильме представлена жизнь различных слоёв немецкого общества — это и обеспеченные «хозяева жизни» (супруги Зандберг), снобы (Максимилиан), про-стые работяги (мастер педикюра Клод, полицейский Том), интеллигенция (учитель Никель), люди «вне общества» (госпожа Зандберг в больнице, отшельник в лесу) и др.

У каждого из этих героев своя собственная история, казалось бы, никак не связанная с ос-тальными. Но в действительности истории всех героев отражают противоречивые черты совре-менного немецкого общества, к которым можно отнести следующие:

1. Индивидуализм, дистанцированность, своего рода боязнь общества – в фильме это показывается во множестве сцен. Например, можно упомянуть диалог супругов Зандберг в кадиллаке, наслаждающихся тем, что в этом роскошном автомобиле они отделены от «отврати-тельного» внешнего мира; нелепый страх Доминика при пользовании общественными туалетами; поведение незадачливого героя репортажа Франциски, про которого она хочет снять докумен-тальный фильм и жизнь которого ограничивается поеданием лапши у телевизора и т.д.

2. Яростный сарказм, неприкрытая ненависть по отношению к Германии - упомяну-тые супруги Зандберг высокомерно потребовали не предоставлять им «нацистские» автомобили. В предоставленном кадиллаке им вторит волей случая оказавшийся с ними Доминик, который с удивительным для его школьного возраста холодным прагматизмом повествует о том, что пово-дов для любви и гордости по отношению к современной Германии как у её граждан, так и у ос-тального мира попросту нет – супруги Зандберг не без удовольствия с ним соглашаются.

Нельзя не вспомнить также диалог Клода и пожилой госпожи Зандберг в госпитальном парке – они с упоением рассуждают о нелепости и отвратительности припевов в немецких пес-нях.

3. Лицемерие – в данном фильме оно тесно граничит с сарказмом. Тот же самый Клод, с отвращением певший немецкие песни, в одиночестве напевает их снова без всяких угры-зений совести.



Когда супруги Зандберг приезжают в госпиталь и думают, что госпожа Зандберг умерла, её сын Георг показательно изображает из себя убитого горем человека, на что его сын Максимилиан жёстко иронизирует над ним, упрекая его в том, что свою мать он собственно никогда не любил и избегал её.

Во время автобусной экскурсии в бывший концентрационный лагерь у школьников отсутст- вует серьёзный настрой по отношению к месту экскурсии, Максимилиан открыто смеётся над безуспешными попытками учителя Никеля хоть немного донести до них необходимость другого поведения. Речь здесь не идёт о глупости и ограниченности школьников, они прекрасно всё по- нимают, но таким «злым» интеллектуалам, как Максимилиан, доставляет огромное удовольствие носить маску вежливости, прикрывая ей постоянное желание конфликта с «навязываемыми» ценностями.

Ещё хотелось бы обратить внимание на то, что в фильме особо раскрывается тема ношения «масок», которые люди носят для того, чтобы хоть как-то абстрагироваться от окружающей дейст- вительности и давящих внешних условий, чтобы хотя бы на какой-то промежуток времени ока- заться самими собой и вести себя так, как они захотят.

Буквально это воплощает в жизнь полицейский Том, который тайно от своей девушки участ- вует в костюмированных вечеринках, куда приходит в костюме белого медведя и танцует с такими же переодетыми единомышленниками. Вроде бы после этих вечеринок он чувствует себя облег- чённым, но, как он потом признаётся своей подруге Франциске, даже в этом закрытом костюме он не может полностью раскрепоститься.

После просмотра фильм оставляет небольшое ощущение подавленности и недоумения. Не- ужели всё так плохо? Неужели выхода нет? Ведь в современной Германии всё относительно хо- рошо. Возможно, данной картиной автор хочет показать, что внешнее впечатление обманчиво, глубоко в уголках немецкой души прячутся тщательно скрываемые комплексы, которые норовят «вырваться» на поверхность. Кто знает. Но в любом случае в этом фильме используется весьма специфический угол зрения по отношению к современной немецкой действительности и в этом заключается его ценность.




Предыдущий:

Следующий: