Рецензия. Морозова и Жукова


Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования

РЕЦЕНЗИЯ

оппонентов на доклад Чепчигашевой Альнары Радионовны и Тетериной Анастасии Валерьевны «Реферат по Н.Ф.Талызиной»

Преподаватель __________ К.А. Баженова

подпись, дата

Студенты ПП12-02Б-2 __________ Н.Е. Жукова

подпись, дата К.В. Морозова

Красноярск 2014

Рецензия оппонентов Жуковой Н.Е. и Морозовой К.В. на доклад студентов Чепчигашевой А.Р. и Тетериной А.В. на тему: «Реферат по Н.Ф. Талызиной».

В работах многих психологов довольно часто встречаются слова «деятельность» и «действие» в разных контекстах. Психологи объясняли структуру, функции, особенности, составляли на основе этого периодизации и ставили различные гипотезы, далее их доказывая.

Например, А.Н. Леонтьев ввел в детскую психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений за счет особого вида деятельности («воспроизводящей деятельности»).

Ж. Пиаже составив периодизацию переходов в процессе развития детского мышления, говорил о действиях (например, на стадии «сенсомоторный интеллект» ребенок действует с материальными предметами, познает мир посредством различных действий – рассматривания, соотнесения, ударения, бросания, перемещения в пространстве и т.п.).

Л.С. Выготский определил два основных вида психических процессов о переходе от деятельности внешней («интерпсихический процесс») ко внутренней, умственной («интрапсихический процесс»).

В периодизации детства, которую разработали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, суть заключается в том, что каждому возрасту соответствует определенный тип деятельности. В каждой деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка (например, предметно-манипуляторная деятельность).

Все это говорит о том, что тема «деятельности» и «действия», является для будущих педагогов важной. Исходя из вышесказанного, основной акцент на особенностях деятельности и действия, который делают авторы доклада при анализе статьи Н.Ф. Талызиной «Теория поэтапного формирования умственных действий» является актуальным.

Доклад у студентов Тетериной А.В. и Чепчигашевой А.Р. состоит из 8 глав (введение студенты тоже выделили как главу). Каждый раздел доклада студентов посвящён отдельным главам работы Талызиной Нины Фёдоровны «Теория поэтапного формирования умственных действий». Студенты кратко отображают их содержание, отвечая при этом на вопросы, предложенные преподавателем к тексту Н.Ф. Талызиной.

Ответы на вопросы, предложенные преподавателем, позволяют студентам содержательно передать основные положения статьи Талызиной Н.Ф.: структурные и функциональные составляющие действия; что характеризуют формы действия, обобщенность, развернутость, освоенность; какую роль выполняют разумность, сознательность, абстрактность, прочность действия; какова типология ориентировочных основ действия; каковы этапы формирования умственных действий; каков способ управления за процессом формирования умственных действий.

Уже во введении студенты определяют главный стержень своего доклада, на основе которого будет вестись анализ теории, изложенной в статье. Они пишут, что «центральным звеном теории является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности. На уровне действия мы и будем вести анализ данной теории».



После введения авторы текста доклада переходят к анализу действия, его структуре, функциям, формам и т.п.

Во второй главе (то есть в первой после введения), студенты Тетерина А.В. и Чепчигашева А.Р. описывают структурные и функциональные составляющие действия. Они устанавливают различие между ориентировочной основой действия (ООД) и системой условий, объективно необходимых для успешного выполнения действия. Также они прописывают, от чего зависят эти две составляющие действия. И также указывают, что ООД связана с использованием человеком совокупности тех объективных условий, необходимых для успешного выполнения заданного действия, которые вошли в её (ООД) содержание. Далее выделяют основные функциональные части действия, прописывают их зависимость этих частей друг от друга.

В третьей главе студенты описывают первичные свойства действия: форма, обобщённость, развёрнутость и освоенность действия. Каждому из данных понятий они дают краткое описание.

В четвёртой главе студенты переходят ко вторичным свойствам действия: разумность, сознательность, абстрактность, прочность. И так же, как и первичным, дают описание каждому из свойств.

В пятой главе студенты отмечают, что решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть, поэтому они подробно разбирают данную функциональную часть действия. Тетерина А.В. и Чепчигашева А.Р. прописывают, за что отвечает данная часть действия, на что направлена, от чего зависит успешность выполнения ориентировочной части действия. Также студенты пишут, каким образом может быть получена или составлена ООД.

В шестой главе авторы доклада прописывают общую характеристику типов ориентировочной основы действия, приводят анализ первых четырёх типов, установленных экспериментально.

Седьмая глава студентов посвящена этапам формирования умственных действий. Опираясь на П.Я. Гальперина студенты указывают на необходимость введения еще одного этапа, где главная задача состоит в создании необходимой мотивации у обучаемого. Затем студенты разбирают каждый из пяти этапов формирования умственных действий и дают несколько пояснений к тому, каким должно становиться поэтапно действие, чтобы обучаемые усвоили его.

Заключительная, восьмая, глава посвящена организации контроля за процессом усвоения. Студенты Тетерина А.В. и Чепчигашева А.Р. приводят список сформулированных требований к организации контроля усвоения умственных действий.

В качестве заключения авторы доклада прописывают несколько обстоятельств, связанных с поэтапным формированием умственных действий. Прежде всего, они указывают, что поэтапной обработке подвергается или всё действие, или только его ориентировочная часть и доведение действия до умственного этапа не означает конца его развития. Умственные действия, понятия, усваиваемые субъектом в процессе онтогенетического развития, используются в дальнейшем для решения различных задач, которые могут потребовать от субъекта и экстериоризации действий. При столкновении с новой задачей, требующей применения сформированных действий, человек начинает выполнять их на внешнеречевом или материальном этапе.

Итак, анализ доклада студентов Тетериной А.В. и Чепчигашевой А.Р. показывает, что они не отступали от установленных во введении центральных понятий «действия» и «деятельности». И, отвечая на вопросы, предложенные преподавателем, и анализируя статью Талызиной Н.Ф., указали основные её положения.

В качестве недочетов следует отметить недостаточное количество собственных выводов автора. Имеются отдельные грамматические ошибки и неточности.




Предыдущий:

Следующий: