Речь


1 страница

Начало формы

(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.

(3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:

 (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.

 (7)Спасибо, родимый, 

 сказала Поликарповна, 

 только чудн

ό

 мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

 (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать? (9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, 

 сказал он и засмеялся.

 (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

 (13)Ну, нам с тобой делить нечего, 

 отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

 (14)Прямо с тобой душа отошла, 

 говорила Поликарповна, 

 а то уж в людей вера пропадать стала.

 (15)Вера в человека 

 это самая большая вещь, 

 отзывался Трифон Петрович. 

 (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.

(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:

 (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.

(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.

(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

 (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

 (26)Как по двести?.. 

 спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос. 

 (28)Да ведь раньше все дёшево брали…

 (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:

 (34)Решено! (35)Договаривайся…

 (По П. Романову)*

 

Романов Пантелеймон Сергеевич (1884

1938) 

 русский писатель. Прозе Романова свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистический язык.

 

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?»

  

 1) 

Потому что Поликарповна потеряла веру в людей.

  

 2) 

Потому что Поликарповну, как и других хозяек в деревне, охватила жажда наживы.

  

 3) 

Потому что Трифон Петрович стал ей близким человеком, и она стеснялась брать с него деньги.

  

 4) 

Потому что Трифон Петрович уехал в город.

Конец формы

Почему Поликарповна решила взять нового постояльца? Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?

A1434E

Начало формы

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

 (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! 

 восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин 

 мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

 (18)Спасибо за подарок!

 (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! 

 выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

 (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга… (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.

 (По В. Дроганову)*

 

В. Дроганов 

 современный российский писатель.

 

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина»?

  

 1) 

Потому что Колька Бабушкин был «носатый, долговязый, нескладный».

  

 2) 

Потому что Колькина мать «то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей».

  

 3) 

Потому что у Кольки Бабушкина не было отца.

  

 4) 

Потому что рассказчику стыдно за то, что «сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

Конец формы

Почему Поликарповна решила взять нового постояльца? Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?

1E0E09

Начало формы

(1)На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель 

 он, перевернувшись, брякнулся об пол. (3)Из него покатились шариковые ручки, какие-то гвоздики и шурупы, а ещё веером разлетелась пачка больших цветных портретов.

(4)С неожиданной суетливостью Жека метнулся их подбирать, отталкивая любопытных. (5)Но кто-то успел поднять несколько глянцевых листов. (6)И здесь началось…

 (7)Ребята, он сдвинулся по фазе! (8)Он артисток собирает!

(9)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу 

 началась детская игра «А ну-ка, отними!»…

(10)Вошла учительница 

 все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».

(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь 

 локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, 

 взглядом упирался в одну точку 

 от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.

(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:

 (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

 (18)Кому отправлял?

(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться 

 так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

 (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!

 (23)Не врёшь?

 (24)Верка, я своими глазами видела: город Норильск, улица, дом, и вот такими буквами 

 Е. Ракитиной!.. (25)Я специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26)Она уехала, а он, представь, страдает! (27)Вот завтра в классе посмеёмся!

 (28)Тебе его не жалко?

 (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны? 

 фыркнула Лисапета. 

 (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка!

 (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров… (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.

(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…

 

 (По Э. Шиму)*

 

Шим Эдуард Юрьевич (1930

2006) 

 русский советский писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

 

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему одноклассники стали насмехаться над Жекой»?

  

 1) 

Потому что Жека носил в портфеле «какие-то гвоздики и шурупы».

  

 2) 

Потому что Жека вёл себя как «дикарь, да и только».

  

 3) 

Потому что одноклассники считали, что собирать фотографии артистов 

 недостойное занятие.

  

 4) 

Потому что Лиза Ракитина уехала из Норильска, а нового адреса Жека не знал.

Конец формы

Почему Поликарповна решила взять нового постояльца? Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?

31060F

Начало формы

(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции 



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: