урок русского языка


Конспект урока русского языка (2 класс)

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Цели:

формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных; подчеркнуть особенность назначения (функции) имен собственных в речи: они призваны называть единичные предметы, а не группу однородных предметов, как имена нарицательные; ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивать речь учащихся при работе с текстом, внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

формировать интерес к русскому языку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Организационный момент

II. Минутка красивого письма.

Словарно- орфографическая работа

III. Нацеливание объявление темы

IV. Открытие нового знания

V.Первичное закрепление знания

VI.Самостоятельная работа

VI. Оценивание подведение итогов

- Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Ивановна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

-Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(солнце, город, девочка, мальчик, щенок )

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Ребята, назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

- Шепотом повторите название каждого месяца.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти слова, как вы думаете что их всех объединяет? (буквы Р)

- Сегодня мы вспомним, как правильно пишутся заглавная и строчная буквы Р.

- Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная буква Р. Как соединяются эти буквы между собой и с другими буквами.

-Пропишите данные сочетания букв между собой и с другими буквами до конца строки.

- Обратите внимание на посадку при письме, спинки ровные, тетради положите правильно.

- Кто прописал, сравните с теми, что на доске и сделайте выводы. На следующей строке пропишите слова названия месяцев красивым, каллиграфическим почерком, вставьте пропущенные буквы в словах. Не забудьте поставить ударение в каждом слове и подчеркнуть проставленные буквы.

- Ребята, кто сможет выйти и поставить правильно пропущенную букву в первом слове? (дети вставляют буквы у доски в каждом слове по порядку) .

Проверка.

- Ребята, у кого нет ни одной ошибки в написанных словах? Молодцы, вы хорошо запомнили эти слова.

(На доске на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Оренбург, Волгоград, Москва, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)

- Посмотрите на доску, и прочитайте записанные слова.

- Что объединяет эти слова? (они обозначают предмет)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (одни слова начинаются с большой буквы, а другие с маленькой; одни слова отвечают на вопрос — кто? Другие слова на вопрос- что?)



- Кто догадался, какое задание можно выполнить?

выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку запишите в тетради через запятую.

- Что запишем первым? (девочка Маша и тд.)

- Кто сделал, по порядку читайте по одному примеру. (1-2 человека)

- Какие слова написали с заглавной буквы?

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (потому что, это названия городов, имен и кличек животных)

- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова которые начинаются с большой буквы назвали собственными именами, а остальные – нарицательными именами.

- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Имена собственные и нарицательные)

- Молодцы, правильно.

- Авы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- А все остальные – несобственные — имена нарицательные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- Какие слова называются именами собственными?

- Какие слова называются именами нарицательными?

- Откройте учебники на странице 15. Прочитайте про имена собственные и нарицательные.

Физкультминутка

- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички?

- Ребята, откройте рабочие тетради на странице 9. Прочитайте упражнение №120.

- Кто прочитает упражнение вслух?

- Ребята, с какой буквы начинаются имена собственные? (с заглавной)

- Как, запишем остальные слова? (с маленькой буквы)

- Спинки прямые, тетрадь положите правильно.

- Кто, мне прочитает имена собственные? (Матрена, Улита, Мирона, Микита, Пелагея, Варвара, Авдей, Захар)

- Кто, прочитает имена нарицательные?

- Молодцы.

- Ребята, посмотрите в учебники и найдите упражнение№19. Прочитайте про себя это упражнение.

- Как вы думаете, чем различаются слова в столбике? (слова с заглавной буквой, это имена собственные, а с маленькой имена нарицательные)

- Ребята, дальше мы видим пять предложений с пропущенными словами, что мы подставим в первую строчку? (Скворцов, скворцов и тд.)

- Ребята, найдите в учебнике упражнение №14. Прочитайте его и выполните самостоятельно.

- Сейчас я узнаю, как вы поняли тему урока. По цепочке каждый читает по одному имени собственному и нарицательному. (Опрашиваю весь класс)

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какие слова называются именами собственными?

- Какие слова называются именами нарицательными?

-Оцените себя, как вы поняли тему, если у вас все получилось, поднимите веселые смайлики, а если у вас возникли затруднения, поднимите серьёзные смайлики.

- Домашнее задание упражнение 21.

- Спасибо за урок. До свидания

Подпись учителя//__________

Подпись методиста//__________




Предыдущий:

Следующий: