Трагедия русского народа


Трагедия русского народа (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)

Роман Шолохова «Тихий Дон» — одно из самых выдающихся произведений русской литературы. Шолохов получил за него Нобелевскую премию, и это не просто так. В первую очередь этот роман поражает любого читателя своей масштабностью и многоплановостью. Десять лет, составляющих хронологические рамки пове­ствования, охватывают Первую мировую войну, две революции, гражданскую войну. Исторический процесс предстает в живом движении масс народа, в последовательной смене событий на большом географическом пространстве, чередовании мирных, бытовых и военных сцен, переплетении индивидуальных человеческих судеб. Этот широкий фон необходим Шолохову, чтобы подробно изучить самому и показать читателям проблемы национального бытия русского народа, понять, каковы были истоки и причины огромной трагедии, которая разыгралась в те годы. На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме самого этого перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира представлений и верований, все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а к новому ещё надо привыкнуть, в то время как не все могут даже просто принять это новое. Этот пере­ход от прошлого к будуидему Шолохов показывает на примере казачества, которое гибнет как сословие, поскольку в новом укладе жизни ему уже нет места. То, как сложно и трудно людям понять, ради чего рушится их привычная жизнь, Шолохов показывает на примере Григория Мелехова, обобщившего все дурные проявления «неравенства», «пьянства от власти» и отбросившего вместе с ними даже то хорошее, что могла бы принести революция. В этом его личная беда, такая же, как и многих тысяч других похожих на него людей в те времена. В этом и состоит своеобразие таланта Шолохова: ему удалось добиться редкой гармонии и уравновесить образ главного героя Григория Мелехова и собирательный образ народа. Мелехов воплощает в себе народ, а весь народ состоит из миллионов таких же Мелеховых. Шолохов показывает, как революция и гражданская война вносят крутые перемены в издавна сложившийся уклад казачьих семей. Рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Все это очень сильно влияет на людей, живущих в такие переломные моменты истории. Каждый человек должен решать для себя, к какой из сторон ему примкнуть, чьи идеи воспринять. Но не всегда такие решения даются легко, человек мыслящий видит недостатки этого выбора, и ему, как и Григорию Мелехову, почти невозможно однозначно принять ту или иную сторону. В своем романе-эпопее Шолохов развивает и такую мысль, как ответственность личности перед историей и истории перед личностью. По его мнению, каждый человек в своих поступках влияет на будущее всего народа, поэтому ничего нельзя делать, не осознавая правильности своего выбора. Кроме того, и история ответ­ственна перед каждым человеком, перед каждой личностью. Никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей. Шолохов понимает это и хочет, чтобы это поняли и читатели. Талант Шолохова признан во всем мире. «Шолохов открыл Дон, как Колумб открыл Америку», — такие и им подобные признания делают писатели разных стран. И это совершенно верно, ведь, воссоздавая быт и нравы русского казачества, неповторимые краски Дона, все права защищены 2001-2005 Шолохов раздвигает границы своего творчества до планетарных масштабов. Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».



В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция. И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой




Предыдущий:

Следующий: