Теория по русскому егэ задание №4


ЗАДАНИЕ А4

Полагаю, что большинство народа знает, что такое подлежащее и сказуемое. Шла Саша по шоссе. Саша — эта девица —  главная героиня данного повествования. Именно о ней речь в предложении. Поэтому Саша — это подлежащее.Что делала эта Сашуля?  Она шла. Тот самый глагол, который обозначает действие главной героини, отвечает на вопрос: «Что она делала?» называется сказуемым. Сказуемое в этом предложении — «шла».Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Где здесь сказуемое? Что Саша делала? Она 1) шла; 2) сосала. Получается, что сказуемых два, они однотипные, отвечают на один и тот же вопрос. Их называют ОДНОРОДНЫМИ.Ладно. А теперь еще вспомним о деепричастии. Можно сказать так » Шла Саша по шоссе и сосала сушку». А можно так: »Идя по шоссе, Саша сосала сушку». Это слово, которое образовано от глагола и отвечает на вопрос «что делая?» как раз и называется деепричастием. Отметим, что деепричастие рассказывает тоже о неких действиях главной героини, как и сказуемое. Если его выдернуть из начала предложения и вставить рядышком со сказуемым в такой же форме — то получатся однородные сказуемые.Вот такую маленькую теоретическую подстилку мы подложили под задачку А4. А теперь рассмотрим пример.

Пример А4-1Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Заметив красный сигнал светофора,1) водитель остановил машину.2) мне пришлось применить экстренное торможение.3) быстро остановиться не удалось.4) у водителя зазвонил телефон.

Первое, очевидно, хорошо подходит. Водитель заметил, он и остановил. Четвертое нелепо: Телефон зазвонил, но ведь заметил сигнал не телефон. А вот варианты 2 и 3 не вполне очевидны. В них вообще нет подлежащего. Такие предложения называют безличными. Если действующего лица (подлежащего) нет, значит, и присоединение деепричастного оборота невозможно. То есть такие варианты (безличные) советую отбрасывать, как неправильные.

Пример А4-2

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.4) оратор произнёс убедительную речь.

Вообще можно начинать с вопроса: Кто тщательно подготовился к выступлению? И посмотреть — какое подлежащее подходит под этот вопрос.1) речь должна напоминать (ну, нет, не речь подготовилась к выступлению)2) примеры должны быть (нет, не примеры подготовились, это же человек какой-то подготовился)3) речь образная, эмоциональная (снова речь!)4) оратор произнес. Вот это правильно. Оратор сначала ПОДГОТОВИЛСЯ, а потом ПРОИЗНЕС. Получились однородные сказуемые, типа Саша шла и сосала.



Пример А4-3 (из демоверсии 2013)

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка, 1) в аудитории началась дискуссия.2) у меня возник интерес к этой проблеме.3) требуются конкретные примеры.4) мы имели в виду главным образом его словарный запас

Итак, сперва идет деепричастный оборот с деепричастием ГОВОРЯ, и надо выбрать к нему продолжение из четырех предложенных вариантов.

Можно, конечно, довериться уху и написать то, что просто на ваш слух красивее звучит. А если с этим туго — будем размышлять так.В этих  предложениях-продолжениях выделим подлежащее и сказуемое.1) Что? — дискуссия. Что она сделала? — началась.2) Что? — интерес. Что он сделал? — возник.3) Что? — примеры. Что они делают? — требуются.4) Кто? — мы. Что мы делали? — имели в виду.

А теперь из деепричастия ГОВОРЯ сделаем глагол ОДНОРОДНЫЙ с каждым сказуемым (вроде как Саша шла и сосала). И станем подставлять его в каждое предложение. Получится ли что внятное?1) Дискуссия началась, говорилась2) Интерес возник, говорил3) Примеры требуются, говорятся4) Мы имели в виду, говорили

Довольно таки очевидно, что нормально звучит только последнее словосочетание. Поэтому, правильно предложение можно составить так:»Говоря о богатстве языка, мы имели в виду главным образом его словарный запас» Правильный ответ 4. А еще заметим мимоходом, что деепричастный оборот всегда отделяется от остальной части предложения запятой.

Ладно, еще для закрепления пройденного.

Пример А4-4

Обнаружив в кометах органические вещества,1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.2) это даёт основания для важных выводов.3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Из деепричастия ОБНАРУЖИВ делаем глагол и пытаемся вставить его в каждое предложение:1) Гипотеза была выдвинута, обнаружена. Нет, не катит, ведь обнаружена -то была не гипотеза, а вещества.2)Это дает основания, обнаруживает. Тоже белиберда какая-то.3) Ученые предположили, обнаружили. Вот это нормально. Ученые обнаружили кое-что и они же предположили.4)Предположение возникло, обнаружило. Это тоже не подходит. Предположение, конечно, возникло, но не предположение обнаружило вещества, а ученые.Таким образом, верен ответ 3.




Предыдущий:

Следующий: