теория по а28


ЗАДАНИЕ А28

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Задание: Какое утверждение соответствует (не соответствует) содержанию текста?

Это задание — на понимание прочитанного. Чтобы верно решить это задание, необходимо внимательно и неторопливо читать текст и искать в нём подтверждения или опровержения заданной задачи, и только после этого выбрать правильный ответ.

Пример А 28 -1 (1)«Религия всегда была и остается теперь врагом науки». (2)Многие у нас со школьной скамьи привыкли к этому утверждению, и оно кажется им не подлежащим сомнению и проверке. (3) Правда, в последнее время признают, что религия не выступает открыто против науки, но при этом обычно добавляют, что «состояние войны будто бы продолжает существовать в скрытой форме». (4) Между тем наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи. (5)Трудно предположить, что древнеегипетские и вавилонские жрецы, создавая основы математики, астрономии, медицины, ставили себе целью приспособиться к новым временам. (6)Храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. (7)Первые анатомические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, которые служили религии. (8)Этот общеизвестный факт отрицать невозможно. (9)Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. (10) Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден. (11) Аристотель — отец современного естествознания — был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. (12) В средние века церковь оставалась единственным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки. (13) Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. (14)Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. (15) Вопросами естествознания живо интересовались и святой Василий Великий, и Блаженный Августин, а монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком. (16)В нехристианском мире мы видим то же самое. (17) Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские — логику и теорию познания. (18) Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для друга, и только в XVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с вращением Земли. (19) К счастью, во взаимоотношениях науки и религии это был редкий случай. (20)Что же касается исторических взаимоотношений науки и религии в дальнейшем, то они более не нарушались такими инцидентами. (21) Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль в XVII веке не ощущали на себе никаких «конфликтов» науки и религии. (22) Они совершали свои научные подвиги, оставаясь искренне религиозными людьми и богословами. (23) Даже в вольнодумном XVIII веке такие учёные, как Ломоносов, Гершель, Эйлер, исходили в своём изучении природы из религиозного мировоззрения. (24) В XIX веке мы видим такую же картину. (25) Религиозными людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, Ом и Максвелл… (26) В XX столетии тема «конфликт науки и религии» теряет фактически всякое значение.(27)Остается вопрос: могут ли религия и наука свободно развиваться, не препятствуя друг другу? (28)Вряд ли кто будет спорить, что наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. (29)В частности, по характеру своему она — внеморальна. (30) И человек, производящий преступные опыты над людьми, и учёный, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, одинаково принадлежат науке. (31) Не существует «научного мировоззрения», построенного только на данных естествознания. (32) В нашем взгляде на жизнь присутствует нечто, лежащее за пределами науки. (33) Кроме того, человек не может руководствоваться в своих поступках лишь тем, что принесло ему изучение природы. (34) Высшие категории смысла и ценности, добра и зла лежат в области веры. (35) Религия даёт человеку знание о том, для чего он живёт и как он должен жить. (36)Наука не может ответить на эти вопросы — она лишь пытается узнать, как устроен материальный мир. (37) Сфера науки — преимущественно сфера интеллекта. (38) Но человек не может и не должен сужать себя до пределов только этой сферы. (39) Религиозное миросозерцание — целостный круг, в котором заключена вся человеческая жизнь, в том числе жажда знаний, научное исследование мира. (40) Поэтому-то, по словам Макса Планка, «наука и религия в истине не противоречат друг другу, но они для каждого мыслящего человека нуждаются во взаимном дополнении друг друга». (41)Таким образом, наука и религия — это два пути познания реальности — должны быть не просто независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине. (По А. Меню) Задание. Какое утверждение соответствует содержанию текста?



1)    Наука даёт ответы на вопросы, для чего человек живёт и как он должен жить. 2)    Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль были атеистами. 3)    В XX столетии тема «конфликт науки и религии» особенно актуальна. 4)    Наука самим своим происхождением обязана религии.

Проверяем первое утверждение. Предложения 35-36 позволяют понять, что это утверждение не соответствует содержанию текста.

21-22 предложения помогают увидеть, что и во втором утверждении есть ошибка.

Предложение 26 опровергает третье утверждение.

Следовательно, последнее утверждение соответствует содержанию текста.

Пример А 28 — 2. (1) Телевидение вошло в нашу жизнь более полувека назад, и теперь мы уже не можем представить себе ни дня без любимой передачи или сериала. (2) Иногда кажется, что сейчас почти все — даже древние старушки — с жадностью всматриваются в сюжеты всяких «Чрезвычайных происшествий», запоминают подробности и потом охотно смакуют их с соседками на скамеечке возле подъезда, якобы сетуя на то, какие кошмары творятся вокруг. (3)Но есть люди, которые почти не смотрят телевизор, особенно все эти «чернушные» передачи: только расстроишься лишний раз. (4) И вот что занятно: чаще всего это были очень успешные, здоровые люди, с которыми общаться — одно удовольствие! (5) Может, это неспроста? (6)Люди смотрят взахлеб, как ссорятся до хрипоты в «Пусть говорят», в нескольких выпусках новостей не отрывают глаз от катастроф, произошедших за день, и думают: «Ну, где в этот раз тряхнуло, взорвалось, залило?». (7)Такая «культура» оглушает, выматывает. (8) Может, кому-то хорошо, что собственные проблемы кажутся меньшими, незначительными. (9)Но благодаря этой «замене» отмирают живые эмоции, и мы получаем новый вид человека — бесчувственного, «замороженного» по отношению к себе и своим близким, нервного, издерганного, но все равно тянущегося к экрану, как зомби, в поисках чего-то ещё, что его «заденет», заставит на время почувствовать себя почти живым… (10)Людям зачем-то нужны шоковые раздражители: измены, торговля детьми, маньяки, вандализм и сенсационные подробности о звёздах. (11) Информация шокирует и цепляет, а завтра её потребитель снова рыщет в поисках переживаний. (12)Дальше происходит привыкание — только шоковые раздражители могут волновать. (13)Это уже зависимость, наркотик. (14) Сцены насилия на ТВ могут сказаться на психике человека, и в основном это дети и пожилые люди. (15) Они близко к сердцу принимают события. (16) Дети в силу отсутствия человеческого жизненного опыта более чувствительны к такому мощному воздействию, особенно к телепередачам с насилием. (17) Это не значит, что смотреть телевизор плохо или вредно. (18)Телевидение обучает, расширяет кругозор, развлекает, расслабляет, позволяет наслаждаться прекрасным. (19) Однако даже человек, понимающий, что надо бы поменьше времени проводить у экрана, зачастую ничего не может с собой поделать. (20) Когда на душе светло и радостно, когда есть дело, которому отдаешь все силы и помыслы, то потребности в «чернухе» нет. (21) В человеческой глупости, ненависти, грязи нет ничего необычного. (22) Нужны ли они вам? (23)Решайте сами. (24)Пока окончательно не «подсели» на эмоции, которые ничего хорошего вам не принесут. (25) А ведь жизнь у нас одна, и есть дела поинтереснее, чем тратить время возле «ящика»… (По О. Кулакевич)

Задание 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1) Сцены насилия на ТВ могут сказаться на психике человека. 2)  Телевизионные «шоковые раздражители» — это своего рода наркотик, к которому человек привыкает и в котором впоследствии нуждается. 3)  На детей в силу отсутствия жизненного опыта телепередачи с насилием не действуют. 4)  Телевидение расширяет кругозор зрителей, позволяет наслаждаться прекрасным.Ответ:Утверждение 1) соответствует, об этом в предложении 14Утверждение 2) соответствует, об этом в предложениях 10 — 13А вот утверждение 3 не соответствует; в тексте как раз наоборот (предложения 14, 15,16)Четвёртое соответствует, предложение 18.Правильный ответ 3

Задание 2.




Предыдущий:

Следующий: