Слово 23


Этапы и Даты

Важнейшие деятели

Вклад в науку

Труды

Источники

I. Эмпирический этап

Древняя Греция

5 – 4 вв. до н.э.

Сократ

(ок.469 до н.э. — 399 до н. э.)

Главным дидактическим достижением Сократа можно назвать «майевтику» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов, аргументативная деятельность, беседа, диалог.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.,

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.,

http://www.coolreferat.com/

Ксенофонт

(не позже 444 до н. э. — не ранее 356 до н. э.)

-Развивает взгляд на воспитание идеального правителя.

Педагогический роман «Киропедия», «Воспоминании о Сократе», «Анабасис», «Домострой»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Платон

(427-347 до н.э.)

- Основал учебное заведение в Афинах-Академию.

«Государство», «Законы»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.,

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Аристотель

(384 до н. э.322 до н. э.

-Создал в Афинах учебное заведение Ликей

-Впервые предложил возрастную периодизацию

Трактат «Политика», «Никомахова этика», «О благом и злом»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Демокрит

(460 – 370 до н.э.)

Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.) едва ли не первые профессиональные учителя .

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

II. Этап формирования педагогики как науки

Эпоха Возрождения

15-16 вв

Томас Мор

(1478-1535)

-Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом.

«Утопия»

http://ru.wikipedia.org/,

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.,

http://www.coolreferat.com/,История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Франсуа Рабле

(1494-1553)

- Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных, гуманистические идеалы своего времени

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Эразм Роттердамский

(1467 – 1536)

-Одним из первых в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека.

«О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Способ писать письма», «О благовоспитанности детей»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф.,История педагогики-М., Просвещение, 1982г.,

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Мишель Монтень (1533-1592)

-Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

«Опыты»

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Древняя Русь 11-12 вв

Владимир Мономах

(1053–1125)

- Его «Поучение» — это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы, политической и религиозно-философской мысли.

«Поучение Владимира Мономаха детям»

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.,

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Русь

16-17 вв

Иван Фёдоров

(1525 г-1583 г)

- Первый русский книгопечатник.

 «Предисловие в книгу сию, глаголемую Псалтырь»,  «О осьми частях слова», «Азбука», Острожская Библия, «О письменах».

http://ru.wikipedia.org/,Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Епифаний Славинецкий

(1600—1675)

- Проповеди, духовные песни, стихи; переводы А. Везалия, Эразма Роттердамского и др. Публицистика. Составитель греко-славяно-латинского и филологического словарей.

«Рассуждения об учении греческому языку», «Лексикон филологический»

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Симеон Полоцкий ( 1629 —1680)

- Организовал в Кремле типографию.

«Тестомент Василия царя Греческого»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Эпоха Просвещения

Новое время

18 -19 вв.

Джон Локк

(1632 – 1704)

-Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме.

«Мысли о воспитании»

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Жан-Жак Руссо (17121778)

- Создатель теории Естественного и свободного воспитания.

-Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Общественный договор», «Эмиль, или О воспитании», «Новая Элоиза», «Исповедь».

http://ru.wikipedia.org/,

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.,

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Клод Гельвецци

(1715-1771)

- Раскрыл факторы формирования человека.

«Об уме»,

«О человеке »

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Денни Дидро

(1713-1784 гг.)

-Дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всего народа.

«О человеке»,

«План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Иммануил Кант (1724-1804)

- основатель «критицизма»

- подчеркнул социальную необходимость воспитания

«Критика практического разума»

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Иоаганн Генрих Песталоцци

(1746-1827)

- Стремился улучшить положение бедных детей, создал учреждение для бедных

«Лингард и Гертруда, книга для народа»,

«Как Гертруда учит своих детей»

http://ru.wikipedia.org/

Иоганн Фридрих Гербарт ( 1776-1841)

- Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение»

«Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике»

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Герберт Спенсер (1820 — 1903)

-формулирует идеал «гармонической личности»

«Психология», «Воспитание умственное, моральное и физическое»

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Карл Маркс (1818 — 1883), Фридрих Энгельс (1820-1895)

- Установили классовый характер воспитания в обществе

- Учение о формировании человеческой личности и о всестороннем ее развитии

«Манифест коммунистической партии», «Положение рабочего класса в Англии», «Капитал»

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Клара Цеткин(1818 — 1883) , Карл Либкнехт (1820-1895)

- Основоположники учения научного коммунизма

- Установили классовый характер воспитания в обществе

- Учение о формировании человеческой личности и о всестороннем ее развитии

«Манифест коммунистической партии», «Положение рабочего класса в Англии», «Капитал»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

III. Этап развития педагогики в 20 в.

Джон Дьюи

(1859- 1952)

- Свою дидактическую концепцию Джон Дьюи реализовал в школе-лаборатории при Чикагском университете.

«Как мы мыслим?», «Теория чикагского эксперимента», «Психология и педагогика мышления»

http://ru.wikipedia.org/

Селестен Френе (1896 —1966)

- Разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека.

«Педагогические инварианты»,«Новая французская школа», «Нравственное и гражданское воспитание», «Формирование личности ребёнка и подростка»

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Мария Монтессори (1870-1952)

-Создала метод, адекватный природе ребенка – личности, которая развивается.

«Метод научной педагогики…»

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Эдвард Ли Торндайк (1874-1949)

- Вывел законы научения (упражнения,  готовности изменение готовности, ассоциативного сдвига, эффекта)

«Принципы обучения, основанные на психологии»

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

Рудольф Штейнер

(1861—1925)

Широкое распространением педагогических учреждений — прежде всего детских садов и школ — работающих на основе созданной им педагогики.

«Путь к самопознанию человека. В восьми медитациях»

http://ru.wikipedia.org/,

История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Наука, 2001

IV. Советский период 18-20 вв.

Михаил Ломоносов

(1711—1765)

-  М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым словом в отечественной педагогике и методике и заменивших учебники эпохи Л. Магницкого.

«Краткое руководство к риторике», «Риторика»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Иван Бецкой

(1704 – 1795)

- инициатор создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений;

- инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»



Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.,

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999.

Александр Радищев

(1749-1802)

- Огромна роль А. Н. Радищева в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики.

«Путешествие из Петербурга в Москву»,  «Беседа о том, что есть сын отечества», «О человеке, его смертности и бессмертии»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.,

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999.

Виссарион Белинский

(1811-1848)

- Разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания.

«Ничто о ничём», «Литературные мечтания. Элегия в прозе»

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Александр Герцен (1812-1870)

- Герцен полагал, что без дисциплины не может быть спокойной жизненной уверенности, не может быть повиновения. Без нее будет сложно в жизни найти способ сохранить здоровье и предостеречься от опасности. Взгляды Александра Ивановича Герцена оказали большое внимание на развитие прогрессивных педагогических мыслей в России.

«Кто виноват?», «Былое и думы», «Опыт бесед с молодыми людьми», « Разговоры с детьми»

http://ru.wikipedia.org/,Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.

Владимир Одоевский

(1804—1869)

- Удалось превратить приюты из «убежищ» для детей в воспитат. заведения с систематически организованной уч.-воспитательной работой.

«Положение о детских приютах» (1839), «Наказ лицам, непосредственно заведывающим дет. Приютами»

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999.

Николай Чернышевский



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: