русский 24-25


24-билет

Официальное письмо – это документ, который составляется с целью обмена информацией и отправляется адресату по почте, электронной почте или по факсу. Официальными письмами являются, например, письмо-заказ, доверенность, гарантийное письмо, заявление, меморандум, запрос и напоминание. Существует множество видов официального письма. Разделим их на две большие группы:I. Письма, не требующие непременного письменного ответа:письмо -приглашение;• письмо — подтверждение; • письмо – напоминание; • письмо – предупреждение;• письмо – извещение;• письмо — отказ;• письмо – распоряжение; • гарантийное письмо;• сопроводительное письмо; • информационное письмо и другие.II. Письма, на которое обязательно следует написать ответ:• письмо – предложение;• письмо – запрос;• письмо — требование и многие другиеиды официальных писем в организациях торговли и сфере услуг имеют свои особенности. В зависимости от адресата официальное письмо в таких организациях имеет различные цели коммуникации.Если адресат – потребитель товаров и услуг, то официальное письмо имеет следующие цели:• Стимулирование и мотивации продаж (письмо — предложение, рекламно-информационное) • Выявление предпочтение потребителей (письмо — анкета);• Ускорение оплаты товаров и услуг (письмо — напоминание);• Формирование лояльности потребителя (письмо — поздравление)сли адресат – поставщик, то официальные письма к нему имеют совсем другую направленность: это могут быть сопроводительные письма к контрактным документам, письма — рекламации, или письма – извинения, имеющие целью урегулирование конфликтных ситуаций. Если же адресат официального письма – наемный работник, то целью писем может быть информация об имеющихся вакансиях, дисциплинарное взыскание, информирование о сокращении штата или же рекомендация при увольнении для устройства на другую работу. И главное: официальное письмо должно быть стилистически выверено и безупречно грамотно, тогда оно достигнет своей цели!

25-билет

Речевое поведение человека — сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями. Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации: общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель — подчиненный, консультант — клиент, преподаватель — студент и т.д.); передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информацииечевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей. Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем. В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются: наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия; ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.



речевое поведение, которое характеризуется:1. Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.2. Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе. 3. Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.4. Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), т.к. это не ведет к восприятию изучаемого материала.5. Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителя-словесника. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.6. Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.7. Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.8. Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи — стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зренияалекой он норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь представителей еще более низких типов речевых культур. Сегодня немало носителей литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. К несчастью, представителей этого типа немало и в массовой школе. Многие учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком и, поэтому, стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Они думают, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Однако, как было отмечено выше, учитель должен являться для школьника образцом для подражания и в культурном и в речевом плане. Педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому такое поведение недопустимо. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей.




Предыдущий:

Следующий: