Рецензия на спектакль Фэн-шуй


Рецензия на спектакль Санкт-Петербургского Домашнего театра «ФЭН-ШУЙ»

В ноябре 2013 г. мне ловелось побывать в «Арт-салоне (Невский пр., 26) на премьере спектакля Санкт-Петербургского Домашнего любительского театра «Фэн-шуй». За основу была взята сумасбродная «комедия» (!?) некоего Ипатия Тёпленького «Тоси-боси», опубликованная три года назад («Современная драматургия». – 2010. — № 3. – с.54-64). Постановка бурлескной не получилась, так как все события, разворачивающиеся перед зрителем, предсказуемы, а бурлеску свойственно развёртывание действия в неправдоподобном направлении, сопровождаемом множеством сюжетных перипетий. Единственное, что сближает постановку с бурлеском – диалоги (здесь они пошловато-шутливые с эротическим подтекстом). Да, до уровня Липскерова и Аствацатурова Тёпленькому далековато, и теплее на душе после спектакля не стало, скорее, наоборот, потому что и концовки как таковой не было, логического завершения я не увидела. Тема пьесы и спектакля – постсоветская с примесью китайщины, заполонившей всё, теперь и к театру подобравшейся. Имеется в виду тема с красными (розовыми) стрингами на люстре по фэн-шую. Самое страшное и одновременно смешное, что тема-то модная, находит отклик на глупых женских форумах; там идёт активная переписка девиц, делящихся опытом по завоеванию мужских сердец при помощи трусов. Также эти девицы дают друг другу дельные советы насчёт того, как с помощью всё тех же труселей, повешенных на люстру, привлечь деньги в дом опять-таки по фэн-шую.

И не приходит им в голову задуматься, — а на что вешали своё бельишко древние китайцы? И были ли вообще у них красные трусы? И вообще, кто-то явно зло пошутил над тусующимися легковерными барышнями. И автор пьесы Тёпленький тоже, мне кажется, смеётся и над своими героинями, и над нами, зрителями. Нигде, правда, кроме Домашнего театра, «комедию» эту не поставили. Кстати, оригинальное название «Тоси-боси» к спектаклю больше подходит, потому что во время действия разговор героинь идёт в общем-то о том, о сём, на малозначимые темы. А ещё спектакль можно было бы назвать «Муси-пуси», «Ляси-тряси», «Бла-бла» и т.п.

Если в оригинале главные действующие лица четыре женщины, представительницы трёх поколений, то в спектакль «Фэн-шуй» режиссёр Г.А.Иванов вводит вместо бабы Гули деда Ефима (Александр Анатольевич Гусев), жаль только, что такому колоритному персонажу досталось мало реплик! Пожалуй, это самый привлекательный герой, так как из его уст не сыплются грубые пошлые реплики, нецензурная лексика, которыми изобилуют «речи» матери и двух дочерей, немного смягчаемые юмором ниже плинтуса (тема со шрамом на пятой точке у Лерки, которая «любит на свою задницу приключения искать» и т.п.). Хотя какой ещё лексикон может быть у подпольной торговки алкоголем из села Алябьева и её дочерей?! Лерка (г-жа В.А.Макаренко), правда, учится на режиссёра (Кустурица новоявленная!), немного приподнялась над своими родственниками, по крайней мере, читает, сидя на унитазе, Шекспира и оставляет там же томик для прочтения матери и сестрице, чтоб они тоже «культурно… срать приноровились!».



Очень затянута в спектакле читка Леркой рубрики «Найди свою половинку» в газете. Надоедает, скучно, и опора в спектакле должна бы быть не на газету. Понятное дело, хочется большой и чистой любви, в Алябьеве с этим нехватка, да и положение Лерки с её Спонсором, судя по всему, ненадёжное; сегодня он есть, а завтра его нет. Иначе для чего она, смеющаяся вначале над висящими на люстре трусами («XXI век, село Алябьево. Не позорьтесь, снимите»), в конце постановки сама их, предварительно сняв перед носом у зрителей, всё туда же подвешивает, оглядываясь: как бы не заметили мать и сестра).

В финале Лерка записывает на видеокамеру речи своих близких «по существу», чтоб потом «закинуть в Интернет, и о них узнала вся планета!». Речи «обо всём, что наболело!», «про мужиков, которых не хватает…». Лилька (обаятельная, хоть и матерящаяся, в исполнени г-жи Алины Пинчук) посылает в свой речи «на хер» мужиков; Роза, прекрасно сыгранная г-жой Е.А.Кубачиной, говорит: «Дуры мы всё-таки набитые! Спасибо Президенту и всему Правительству» (где-то это уже было – Тёпленький позаимствовал!). Самый светлый герой в этом странном спектакле – дед Ефим, который обращается с признанием в любви к женщине, которую, оказывается, любил всю жизнь, и его герой не вызывает смеха, несмотря на нелепый вид, треники с оттянутыми коленями из 80-х… Может, актёр А.Гусев и ещё что-нибудь добавил бы, но Леркина съёмка на этом закончилась, аккумулятор сел.

В конце спектакля нас «порадовала» очередная читка газетного материала, на сей раз стихов, посвящённых Гагарину, ни к селу, ни к городу. Полетал Гагарин над Парижем, улыбнулся парижанкам «знаменитою улыбкой», и они потом «полгода гадали о любви». Короче, очередной пошлый намёк на то, что «бабы из Парижу тоже дуры, как везде!».

Теперь вернёмся к названию спектакля «Фэн-шуй». Может, в нём скрыта надежда на то, что у героинь всё будет хорошо в личной жизни, и трусы помогут им выйти замуж (недаром, может быть, введены колоритные бандерлоги, чем они плохи для героинь?)!? Красный цвет считается цветом любви и страсти. На Руси всему хорошему и любимому всегда присваивали красный цвет. Получается, что при использовании красного цвета все ритуалы усиливают свою силу и эффективность. А почему именно трусы? Наверно потому, что женское бельё всегда считалось символом секскуальности и страсти. Или потому, что чакре Муладхара (копчиковая чакра) соответствует как раз таки красный цвет.

Короче, дорогие зрительницы спектакля: если у вас ещё нет красного нижнего белья – непременно купите. Купленные трусики закиньте на люстру и чётко поставьте перед собой цель. Ритуал вам в помощь!

P.S. Сейчас, кстати, актуально труселя на ёлку повесить. Глядишь, дедушка Мороз заглянет….

НАДЕЖДА ГАВРИС,

приглашённый зритель




Предыдущий:

Следующий: