Рецензия на рассказ В

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

В жанре рассказа в русской литературе до Шукшина уже писали Чехов и Зощенко. Именно их традиции продолжал В. М. Шукшин, когда в 60—70-х годах создавал свои небольшие рассказы-сценки, очень динамичные, остроконфликтные: «рассказы-судьбы», «рассказы-характеры», «рассказы-исповеди». Сюжеты своих историй Шукшин берет из жизни. Часто изображаемые им сцены носят бытовой характер, но при этом всегда их содержание выходит за рамки быта, так как автор поднимает важные вопросы человеческого бытия.

«Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых решений этих проблем.

История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно. Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, «плохая тетя», оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора. «Другая тетя, в кабинетике», не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду. Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому что унижали его при дочери и потому что «последнее время он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал».

Перед нами обыкновенный рабочий парень. Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов «пожать плечами, повернуться и уйти к черту».

Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово «затрясло» автор повторяет особенно часто). Сашка пытается защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа («очередь») мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься». Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно: «…до каких пор мы сами будем помогать хамству?» И проблема эта не шуточная. Шукшин справедливо упрекает нас за «проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику». Хамство плодит хамство. И вот уже «человек в плаще» издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом месте!»

В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание привлекают два героя. Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает», и «человек в плаще», который «долго жил», но «не догадывается, что угодничать — никогда, нигде, никак — нехорошо, скверно…». У Шукшина старый не значит мудрый. От Чукалова, «человека в плаще», когда Сашка приходит к нему домой, движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, пахнет водкой. У него и его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза. Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: «громко позвал», «уперся глазами», «цепко… схватил», «больно защемил», «сгреб», «пристукнул», «протащил».

Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что автор показывает событие как бы уже совершившимся. Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть… Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. «У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил».

Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: «С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет». Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: «Сашка легким движением высвободил руку… И пошел домой. И покорно пошел домой».

Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано.

Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. «Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно». Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

В этом рассказе, как и в некоторых других («Экзамен», «Срезал»), Шукшин ставит героя в ситуацию, из которой почти нет выхода без ущерба для его человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать. Может быть, поэтому до сих пор его рассказы воспринимаются свежо, с интересом, они заставляют примеривать на себя описанные ситуации, взвешивать, сочувствовать, размышлять.

Предыдущий:

Следующий: