реклам агенство5


Бизнес план рекламного агентства

Как заработать на чужой рекламе Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) подвела итоги развития рекламного рынка России за 2012 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения без учета НДС составил почти 300 млрд руб., что на 13% больше, чем за предыдущий год. Объем рынка рекламы в сегменте BTL-услуг составил 80,4 млрд руб., что на 18% больше, чем аналогичный показатель 2011 года. Вспоминается эпизод из жизни: рекламный агент одного из красноярских изданий во время визита к постоянному и «вкусному» клиенту узнал размер годового рекламного бюджета этой компании. Вселенская печаль поселилась в глазах молодого человека, осознавшего, что он в освоении этой впечатляющей суммы ограничен рамкам одного издания и не может взять под контроль весь бюджет. Сколько весит пирог?Вы предполагаете, что сможете взять и освоить не один рекламный бюджет в отдельно взятом городе? Тогда самое время заняться созданием рекламного агентства.По оценкам специалистов, объем рынка рекламы в Красноярске составляет около 2 млрд рублей. Здесь, правда, весь объём рекламных расходов. И ATL (от англ. Above the line – над чертой), то есть средства массового воздействия: наружная реклама, пресса, телевидение и радио, интернет. И BTL (below the line – под чертой), то есть средства личностного влияния: стимулирование сбыта, мерчандайзинг, POS-материалы /point of sale — место продажи/, директ мейл, выставки и многое другое.Всё целиком освоить достаточно проблематично, поэтому нужно выбирать, на чем сконцентрироваться. Сразу вкладывать огромные средства в создание холдинга, занимающегося практически всеми направлениями, бессмысленно. Но есть вариант вырастить «рекламного монстра» в процессе.Самое простое – взять на себя обязанности «рекламного посредника» между рекламодателем и рекламным носителем. И получать за свои услуги стандартный по рынку процент. Как правило, агентство имеет в СМИ «оптовую» скидку от 10 до 25% (последнее, правда, бывает очень редко, чаще всё же 15%).Находим клиента, желающего разместить свою рекламу на ТВ и в прессе и имеющего на эти цели миллион рублей. Обращаемся в нужные СМИ. Заключаем с ними договор и получаем к оплате счет на 850 тысяч рублей. В свою очередь, выписываем своему клиенту счет на один миллион (1 000 000) рублей.Разница, 150 тысяч рублей, разумеется, наша. Всё просто и красиво…Минус только один. Зато огромный. Клиенты на дороге не валяются. Крупные давно рассортированы по ветеранам рынка рекламных услуг. Средние, хоть и имеют средства и необходимость в рекламных кампаниях, с трудом поддаются на уговоры. Мелких нужно практически заставлять вкладывать деньги в рекламу. Так что в основном агентство держится на «скаутах» и «переговорщиках». Первые роют землю носом в поисках перспективных направлений, вторые – доказывают этим направлениям их перспективность. Часто и скаут, и переговорщик – одно лицо. Есть у вас на примете пара-тройка людей, которые смогут зимой продать снег чукче? Тогда на 70% успеха уже можете рассчитывать. Остальные 30% — рутина. Которая будет съедать львиную долю заработанных денег. Но без неё никак.Сколько необходимо вложить, чтобы можно было заработать? Давайте разбираться в тонкостях процесса. Где мы будем жить?Понятно, что гордое название «Рекламное агентство «ИП Иванов» у гипотетического клиента доверия не вызовет. Это раз. Случись что, ИП, в отличие от ООО, ответит по долгам всем своим имуществом. Это два. Вполне достаточно, чтобы выбрать организационно-правовую форму. Можно работать «на коленке», без «лишних» сотрудников. Да и офис, собственно, может показаться лишним: рекламиста, как и волка, ноги кормят, так что нечего рассиживаться в кабинетах!Можно и так. Но так вы будете окучивать гаражные «автосервисы» и рыночные «бутики». А солидный, крупный клиент любит лоск, креатив, технологии и умные слова (смысла которых зачастую не понимает). Потратьтесь на приличный офис, добраться до которого можно будет без помощи навигатора. Вложитесь в ремонт. Дизайнерский. Произведите впечатление успешной компании, создайте видимость плотного графика, в котором вы с трудом, но всегда можете найти время для своего самого уважаемого клиента. Верьте в успешность своего клиента. И он поверит вам. Поверит и начнет доверять с каждым разом все большие и большие суммы. Какое помещение снять? Брать клетушку не имеет смысла. Мы же собираемся расти, а переезжать с места на место, каждый раз ремонтируя новое помещение, хлопотно, затратно и… неприлично. Клиенты начнут нервничать, к тому же придётся вносить изменения в документацию.Оптимальным было бы арендовать помещение с отдельным входом, в котором можно разместить и рабочие помещения, и кабинет начальства, и переговорную. Клиент должен видеть напряженность рабочего процесса, но не должен наблюдать творческого беспорядка, который неизменно присущ всем творческим коллективам. А без творческих единиц, собственно, никак. Не планируете же вы дизайнера держать «на телефоне»?Вариант «офис – трёшка» адекватен. Как по деньгам, так и по размаху. Если это студия – хорошо. Если помещение с нестандартной планировкой, например, двухэтажный «колодец» – еще лучше. Уже привлекает внимание. Сапожник может себе позволить ходить без сапог, а вот человек, претендующий на репутацию профессионального рекламиста, должен демонстрировать рекламный подход с порога.Готовьтесь к тому, что приведение помещения в надлежащий вид влетит в копеечку. Лучше обратиться за помощью к дизайнерам по интерьеру, который сделает всё быстро и красиво. Но дорого.Если вы планируете делать упор на прессу и наружку –визуализируйте свои таланты. Даже если клиент имеет свой медиа-кит, он должен знать, что и вы в состоянии создать качественную рекламную продукцию.Если упор сделаете на телевидении – повесьте плазму, на которой будут транслироваться качественные мировые образцы телевизионной рекламы. Клиент должен быть уверен: он пришел к людям, которые умеют на своем поле всё. А встречают, как известно, по одёжке.Офис площадью 60 кв. м на Взлётке (район Красноярска) обойдется примерно в 40-45 тысяч рублей в месяц. И не забывайте: вам нужна долгосрочная аренда. Стоимость ремонта и дизайнерских решений оценить трудно. Все зависит от ваших фантазий и финансовых возможностей. Но от 100 тысяч рублей – факт. Сюда не входит мебель, на которую придётся потратить ещё порядка 100 тысяч (столы, стулья, кресла, диван, шкафы, стеллажи и много прочего).Компьютеры и оргтехника – еще одна значительная статья расходов. Если для агентов компьютеры нужны с минимальным набором возможностей (по сути, сейчас практикуется применение дешевых нетбуков), то вот агрегаты для дизайнеров – разве что кофе не будут делать, потому что именно на них ваши «творцы» будут разрабатывать дизайн и верстать макеты продукции. Кроме компьютеров, понадобятся копиры, принтеры (чёрно-белый и цветной). Многих клиентов просто не устраивает вид оригинал-макета на мониторе, они хотя видеть «как оно будет» на бумаге. Нужен вам шредер или нет – решайте сами. По идее, вы будете носителем части коммерческой информации своих клиентов, а они не любят, когда информация уходит на сторону. Так что отработанные материалы и документы необходимо уничтожать, а не выбрасывать. Понадобится техника для демонстрации презентаций: большая плазма либо проектор. Учтите, что программное обеспечение в вашем агентстве должно быть лицензионным. Ваш продукт будет на виду, на слуху, и любой ответственный надзирающий орган непременно рано или поздно захочет проверить, насколько законна ваша деятельность. Попытка сэкономить за счет лицензий на «софт», скорее всего, закончится тем, что системные блоки рабочих станций опечатают до выяснения обстоятельств. По этой же причине документы на программные продукты должны круглосуточно быть под рукой. Трат много, обнадеживает лишь разовость этих вложений (хотя в дальнейшем придется технику модернизировать, обновлять, но это в дальнейшем). Так что примерные затраты по этой статье расходов 150-200 тысяч рублей.Нужны ли нам творцы?Оборудованное помещение готово. Кто в нём будет работать? Ну, конечно, кроме вас?Во-первых, агенты. Те самые «волки», которые будут охотиться на «вкусных» клиентов. Чем больше грамотных и активных агентов, тем лучше. Как правило, их зарплата формируется по сдельной схеме. Стандарт – 15% от комиссионных вашего агентства плюс телефонные и транспортные (а иногда и представительские) расходы. Помните, что договариваться об оплате с работниками необходимо сразу, оговаривая все проценты, бонусы, премиальные, инфляционные корректировки и прочее. Эти люди будут считать, что это именно они и только они зарабатывают здесь деньги! И в какой-то момент перестанут понимать, почему им от их «большой добычи» перепадает так мало. Возможные претензии «это мой родственник-друг-одноклассник даёт рекламу, поэтому я хочу 30%» придётся пресекать на корню. Или расставаться, что совсем уж нежелательно и не полезно. Во-вторых, дизайнеры. Вернее, дизайнер и верстальщик. Часто предполагается, что это один и тот же специалист. Увы, это не так. Хотя бывают исключения, на которые особенно рассчитывать не стоит. Дизайнер и верстальщик всегда должны быть под рукой, то есть в штате. Стоит один раз сорвать сроки размещения из-за отсутствия специалиста – клиент останется недоволен. А ведь расчет идет на серьёзных клиентов, которые бывают серьёзно недовольны. Очень серьёзно. Услуги дизайнера стоят дороже услуг верстальщика, но в среднем возьмём за основу сумму от 20 тысяч рублей на каждого. При этом стоит помнить, что в активе у вас должна быть еще минимум пара подобных специалистов плюс фотограф – уже на «сдельщине», то есть им нужно будет оплачивать разовое исполнение заказов.В-третьих, бухгалтер. На первых порах можно рискнуть и отдать бухгалтерию на аутсорсинг, но в дальнейшем вы просто устанете метаться между агентством и бухгалтерской конторой, оформляя счета, счет-фактуры, накладные и прочее. Тем более, что у сторонней организации вы будете не на особом счету (таких компаний у нее – десятки, если не сотни), а это никак не убыстряет документооборот. Бухгалтер, разбирающийся в теме – от 20 тысяч рублей.В-четвёртых, медиабайер. Это специалист, который будет работать с огромным количеством необходимой информации: прайсы, графики выхода изданий и телепрограмм, карты размещения наружной рекламы и пр. Заниматься медиапланированием и медиабаингом, то есть, собственно, планированием размещения рекламы и закупкой рекламных площадей. По сути, аналитик. Его стоимость зависит от навыков и начинается от 15 тысяч рублей.В-пятых, секретарь. Его всегда найдется, чем занять. Звонки, почта, визитёры, и т.д., и т.п. Цена вопроса – от 15 тысяч рублей.В идеале, над каждым подразделением должен стоять начальник. Тот, кто будет контролировать и направлять, помогать творить и воплощать. Но это – в идеале, когда список штата рекламного агентства в полном составе занимает уже целую страницу. Мы же прикидывали базовую комплектацию предприятия, которая позволяет находить клиента, определять его нужды и чаяния, предлагать ему различные варианты размещения, помогать с разработкой дизайна.К упомянутым здесь фрилансерам, сотрудникам «на сдельщине», можно отнести и копирайтеров. Стоит помнить и понимать: тот, кто пишет «продающие» тексты, не всегда может придумать яркий, работающий слоган. Талантливый «придумыватель слоганов» – дорогая редкость, и если вы нашли такого – спрячьте в темный чулан и не показывайте посторонним.При росте количества клиентов и объёмов работы потребуется открывать в штате дополнительные позиции. Но, полагаю, это будут приятные хлопоты – ведь это будет вызвано потребностями роста вашей компании.Базовые расходыЮридическое оформление – 10 000 рублейАренда офиса – 45 000 рублейРемонт и дизайн – от 100 000 рублейМебель – 100 000 рублейКомпьютеры, оргтехника, программное обеспечение, канцтовары – около 200 000 рублей.Охрана, связь, уборка, «коммуналка» – 15 000 рублей.Итого: от 470 000 рублей.ФЗП:Агенты – «минималка» + связь + транспорт – от 5 000 рублей на человека в месяц. Нужны минимум трое – от 15 000 рублей + % от каждой сделки.Дизайнер и верстальщик (по 20-25 тысяч рублей) – 50 000 рублейАналитик-медиабайер – от 15 000 рублейСекретарь – от 15 000 рублейБухгалтер – от 20 000 рублейПо скромным подсчетам, минимальный штат сотрудников обойдется в 100 000 рублей ежемесячно. Прибавьте к этому расходы на аренду, уборку офиса, необходимость пополнять расходники – на круг получается порядка 200 000 рублей в месяц.500 тысяч рублей сразу и по 200 тысяч ежемесячно за гипотетическую возможность получить крупных клиентов, на начальном этапе довольствуясь малым и набирая портфолио.Что можем получить:Чтобы покрыть оперативные расходы и оплатить ФЗП понадобится зарабатывать порядка 240 тысяч в месяц (от которых отнимем 15% комиссионных агентам). А 240 тысяч рублей это 15% от освоенного вашей компанией клиентского рекламного бюджета объемом в 1 млн 600 тысяч рублей. Это – точка безубыточности. И этот рекламный бюджет – меньше 0,1 % объема рекламного рынка Красноярска. Если вы откусите от этого пирога 0,2%, заработаете 200 тысяч, если 0,5%…




Предыдущий:

Следующий: