нужная методичка и рецензия


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Алтайский государственный университет»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Кафедра региональной экономики и управления

государственное и муниципальное управление

Издательство Алтайского государственного университета

Барнаул 2007

Составители: д-р экон. наук, профессор В.В. Мищенко;

ст. преподаватель Л.А. Капустян;

ассистент Т.Г. Милых

Рецензент:д-р экон. наук, профессор В.И. Беляев

Методические указания содержат требования, предъявляемые к структуре и содержанию дипломных проектов, основные вопросы организации их выполнения, представления к защите и защиты.

Методические указания предназначены для студентов, руководителей, консультантов, рецензентов и членов Государственной аттестационной комиссии.

План УМД 2007 г., п. К

Подписано в печать 29.01.2007 г. Формат 60х90/16.

Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. 1,2. Тираж 300 экз. Заказ

Отпечатано на экономическом факультете:

656049, Барнаул, просп. Социалистический, 68

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа менеджера – дипломный проект – должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.

Дипломный проект студента вуза – выпускная квалификационная работа, представляющая собой заключительный учебно-исследовательский труд комплексного характера. Он выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) в области специальности, характеризует уровень теоретической и деловой подготовки студента-выпускника, его научную эрудицию и глубину профессиональных знаний и навыков, полученных за весь период обучения в университете по избранной специальности.

В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка и защита дипломного проекта – непременное условие профессиональной квалификации студента, завершающего обучение по специальности «Государственное и муниципальное управление». Согласно предъявляемым требованиям написание дипломного проекта призвано способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умений и навыков, приобретенных за время самостоятельного практикума и преддипломной практики в государственных и муниципальных органах, их использованию в исследовательской и практической работе по специальности.

В общем виде дипломный проект по специальности «Государственное и муниципальное управление» должен отражать современные достижения отечественной и зарубежной управленческой мысли, основываться на теоретических положениях и фактических материалах о государственном администрировании и государственной службе, исходить из реальной действительности и практики государственного и муниципального управления. Он должен свидетельствовать об умении автора исследовать проблемы государственного и муниципального управления, формулировать и аргументированно обосновывать выдвигаемые положения и тезисы, делать обобщающие выводы и заключения, обосновывать практические рекомендации.

В процессе выполнения дипломного проекта студент проявляет свою научно-исследовательскую зрелость, готовность к практическому применению приобретенных знаний, решению профессиональных проблем.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект должен быть выполнен как самостоятельное и законченное научное исследование с элементами новизны, имеющими практическую значимость, представляющее, как правило, конечный результат научно-исследовательской работы студента, выполняемой на протяжении всего периода обучения в университете. Дипломный проект призван выявить способность студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи. Основные цели дипломного проекта изложены ниже.

1. Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности.

2. Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов в выпускном дипломном проекте.

3. Определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач государственного и муниципального управления.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения дипломного проекта должен решить следующие задачи:

– обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления государственным или муниципальным предприятием (организацией, учреждением, муниципальным образованием);

– изучить теоретические положения, нормативную документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме;

– собрать необходимый статистический материал для проведения конкретного анализа;

– изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

– провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

– сделать экономическое обоснование дипломного проекта;

– сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы государственного или муниципального предприятия (организации, учреждения, муниципального образования);

– оформить дипломный проект в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

3.1. Выбор темы дипломного проекта

Тематика дипломных проектов должна быть актуальной, отражать реальные проблемы государственного и муниципального управления, соответствовать профилю специалиста. Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого предприятия (организации), научной специализацией кафедры и ее преподавателей. При выборе темы дипломного проекта следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью для конкретного предприятия (организации).

От правильного выбора темы в немалой степени зависит успех работы студента, поэтому на данный этап подготовки дипломного исследования следует обратить самое серьезное внимание.

Дипломный проект является продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах и в период самостоятельного практикума, нашедших отражение в отчете по практике. Примерная тематика дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедры и рекомендуется студентам, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим.

Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики у студентов дневной формы обучения или за месяц до окончания зимней сессии у студентов заочной формы обучения.

После выбора темы с согласия руководителя студент подает на имя заведующего кафедрой заявление (см. приложение 1) с просьбой утвердить тему и научного руководителя. Заявление должно содержать не просто название проблемы, а точную формулировку темы.

Разрешение кафедры об утверждении темы дипломного проекта является окончательным. Изменения в утвержденную тему в случае необходимости могут быть внесены только по согласованию с научным руководителем и по специальному решению кафедры. Произвольное изменение темы запрещается.

В период прохождения преддипломной практики, в соответствии с ее программой, студент изучает литературные источники по теме дипломного проекта, инструктивные и методические материалы, осуществляет сбор статистического материала, выполняет анализ деятельности государственного предприятия, учреждения, муниципального образования в соответствии с темой дипломного проекта.

3.2. Структура дипломного проекта

Дипломный проект должен включать следующие основные части:

1. Титульный лист (см. приложение 2, 3).

2. Содержание (см. приложение 4).

3. Текстовая часть:

а) введение (3–5 с.).

б) информационно-теоретическая часть. Разработка методических основ изучения проблемы (20–25 с.):

- содержательная постановка исследовательской проблемы, анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в государственном и муниципальном управлении;

- выбор и обоснование метода, разработка соответствующих моделей совершенствования государственного и муниципального управления в данной сфере;

- формулирование требований к исходной информации для решения проблем практической (проектной) части.

в) проблемно-аналитическая часть. Анализ объекта и организации государственного или муниципального управления (30–35 с.):

- общая характеристика объекта и предмета исследования;

- анализ государственно-управленческой (муниципальной) деятельности в общих и аспектных вопросах;

- анализ системы государственного или муниципального управления.

г) проектно-практическая часть. Разработка рекомендаций и мероприятий (предложений) по решению изучаемой проблемы и обоснование их эффективности в данной сфере (10–15 с.):

- реализация разработанных подходов, методов и моделей на материалах конкретного объекта;

- анализ результатов проведенного исследования и разработка предложений по решению рассматриваемой проблемы;

- вопросы организации и ресурсного обеспечения внедрения предложений;

- экономическое обоснование внедрения практических (проектных) предложений;

- методы оценки социально-экономической эффективности и рекомендации по совершенствованию системы управления.

д) заключение (2–3 с.).

4. Список литературы.

5. Приложения.

В содержании перечисляются заголовки, приводимые в дипломном проекте, и указываются номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно быть предельно подробно и включать все заголовки, снабженные в тексте рубрикационными индексами.

Содержание начинается с новой страницы (листа).

Во введении дается научное обоснование выбранной темы:

- актуальность темы;

- цель и задачи дипломного исследования;

- предмет и объект исследования;

- методы инструментария исследования;

- методологическая основа написания дипломного проекта.

Заключение должно содержать оценку результатов работы с точки зрения их соответствия требованиям задания. Главная задача его – подведение итогов всей работы, поэтому, как правило, здесь не даются ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, о которых не было речи в основных главах. Заключение обычно содержит лишь общие выводы автора и может также указывать на дальнейшее развитие изучавшегося явления. Крайне важно проследить, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы в задании, во введении, был дан ответ в заключении. В конце заключения указывается, чем завершена работа.

Дипломный проект должен иметь логично выстроенную структуру, которая в систематизированной форме концентрированно отражает текстуально изложенное содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации. В структуре работы должны быть четко выделены 3 раздела, которые могут быть разбиты на подразделы.

Объем текстуальной части дипломного проекта должен составлять 65–90 страниц машинописного (компьютерного) текста, не считая приложений.

3.3. Порядок выполнения дипломного проекта

Концепцию и план дипломного исследования студент согласовывает со своим научным руководителем, который оказывает научную и методическую помощь на протяжении всего периода работы. На основе календарного графика производится контроль фактического выполнения дипломного проекта.

Руководитель дипломного проекта обязан:

- оказать практическую помощь студенту в выборе темы дипломного проекта и разработке плана его выполнения;

- оказать помощь в выборе методики проведения исследования;

- дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения проекта;

- осуществлять систематический контроль за ходом выполнения дипломного проекта в соответствии с разработанным планом;

- после выполнения дипломного проекта дать оценку качества его выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему (отзыв руководителя);

- проводить предзащиту дипломного проекта с целью выявления готовности студента к его защите.

Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломного проекта, консультироваться по вызывающим затруднение или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения проекта.

Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в дипломном проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

В ходе выполнения проекта научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и советует, как их лучше устранить. После получения окончательного варианта дипломного проекта научный руководитель составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломного проекта, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломного проекта в ГАК. В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работ в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активный и творческий подход, проявленный студентом в период написания дипломного проекта, и рекомендует оценку.

4. ВНЕШНЕЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Для получения дополнительной объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование дипломного проекта специалистами в соответствующей области. Внешняя рецензия может быть дана представителем государственного или муниципального органа по профилю специальности и темы дипломного проекта, преподавателями других вузов или своего вуза.

Рецензенты внимательно знакомятся с текстом дипломного проекта и определяют качество проведенного исследования, репрезентативность полученных результатов, полноту отражения общих и специальных проблемно-тематических вопросов. При рецензировании внимание обращается, прежде всего, на соответствие описанных во введении и заключении параметров и выводов текстуальному изложению дипломного проекта: актуальности темы исследования и ее связи с насущными потребностями в изучении тематической направленности; конкретному личному участию автора в достижении исследовательских целей и задач; глубине теоретической подготовки автора и представленной им работы; степени достоверности и обоснованности положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в дипломном проекте; оценке структуры дипломного проекта, языка и стиля изложения материала.

Наличие критических замечаний отражается рецензентами в письменном отзыве в обязательном порядке. Рецензия заверяется подписями рецензентов и печатями их организаций. Оформленная рецензия сдается на кафедру вместе с дипломным проектом в установленные сроки, но не позднее, чем за 3 дня до официальной защиты.

5. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Законченный дипломный проект, подписанный студентом-дипломником, представляется руководителю не позднее, чем за 10 дней до начала работы ГАК.

Дипломник, получивший положительный отзыв о дипломном проекте от научного руководителя, рецензию внешнего рецензента и разрешение заведующего кафедрой о допуске к защите, должен подготовить доклад (на 10 мин), в котором четко и кратко изложены основные положения дипломного проекта, при этом для большей наглядности целесообразно подготовить иллюстрированный материал, согласованный с научным руководителем.

Студент должен не только написать качественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты. Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе. В нем следует отметить, что сделано лично дипломником, чем он руководствовался при исследовании темы, что является предметом изучения, какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы основные выводы. Краткий доклад должен быть подготовлен письменно, при защите можно зачитывать текст.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки – обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.

Защита дипломного проекта проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Председатель ГАК назначается Министерством образования и науки Российской Федерации из числа специалистов, не работающих в университете. На заседании при защите дипломных проектов, кроме членов ГАК, могут присутствовать руководители дипломного проекта, рецензенты, консультанты, преподаватели кафедры, представители предприятий, учреждений, просто желающие.

Дипломник обязан ответить на все вопросы и критические замечания по рецензии, с которыми он знакомится предварительно, и отвечает на все вопросы ГАК.

Общая продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 30 мин. После окончания публичной защиты состоится совещание ГАК, на котором большинством голосов принимается оценка работы дипломника и ее защиты.

Кафедра имеет право не допускать студента к защите дипломного проекта, если последний не представлен в установленный срок или не отвечает предъявляемым требованиям.

6. Оформление дипломного проекта

Требования к оформлению дипломного проекта основаны на положениях государственного (ГОСТ 2.105-79) и межгосударственного (ГОСТ 2.105-95) стандартов «Общие требования к текстовым документам».

Работа выполняется на компьютере. Печатать следует на одной стороне листа формата А4. Все листы работы переплетаются типографским способом.

Текст печатается через 1,5 интервала на компьютере; размер шрифта – 14; размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм.

Образцы титульного листа и содержания приведены в приложениях 2–3.

Нумерация страниц и разделов

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу.



Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы. Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами (кроме ВВЕДЕНИЯ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ и СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ). Слова «раздел» и «подраздел» не пишутся.

Разделы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами с точкой (например, 1. РОЛЬ И МЕСТО …).

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставится точка (например, 1.2. Роль государства …).

Подразделы в свою очередь могут состоять из пунктов, нумерация которых осуществляется в пределах одного подраздела. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 1.2.1. Функции государства…).

Заголовки разделов, а также слова СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ следует писать прописными буквами, располагать в середине строки без точки в конце, отделяя их от текста межстрочными интервалами.

Заголовки подразделов и пунктов пишутся строчными буквами, начиная с прописной, также в середине строки без точек в конце.

Если название раздела или подраздела состоит из двух предложений, то между ними ставится точка. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждый раздел, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ начинаются с новой страницы.

Графический материал

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть ссылки в работе (например, см. рис. 1.2.).

Все иллюстрации именуют рисунками, подписывают словом «Рис.», нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы или в пределах раздела, включая номер раздела и порядковый номер рисунка (например, Рис. 1.2., Рис. 2.5. и т.д.). Номер и наименование рисунка помещают под ним.

Методы

Прямые

Ограничение частного бизнеса

Государственное предпринимательство

Косвенные

Кредитно-денежные

Налоговые

Бюджетные

Индикативное планирование

Рис. 1. Прямые и косвенные методы государственного регулирования

Таблицы

Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте (например, см. табл. 1.3).

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы или в пределах раздела (например, Таблица 1.3). Слово «Таблица» и ее номер помещают справа над ее названием.

Таблица 1

Структура государственных расходов в развитых странах (в % к ВВП)

1870

1960

1990

Субсидии и трансферты

1

8

20

Государственное потребление

5

12

17

Процентные платежи

3

2

4

При переносе таблицы над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера (например, Продолжение таблицы 1). Заголовок таблицы не повторяют.

Если рисунок или таблица взяты из литературного источника, то после названия делается ссылка на номер этого источника в списке литературы.

Формулы и уравнения

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку и располагать в центре. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Все формулы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы или в пределах раздела. Номер формулы заключается в круглые скобки и ставится в конце строки. Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках (например, … в формуле (1)).

Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки начинается со слова «где» без двоеточия после него, например:

y = a + b ,(1.2)

гдеу – фондовооруженность труда; a, b – постоянные коэффициенты.

Ссылки на литературу

При ссылке на литературный источник после упоминания о нем в тексте дипломного проекта в квадратных скобках проставляют номер, под которым этот источник значится в списке литературы (например, [10]). В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы (например, [10; с. 54]).

Список литературы

Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу студента.

Сначала в списке литературы перечисляются официальные документы (нормативно-правовые акты государства, субъектов РФ, местных органов власти в следующем порядке: Конституция РФ, законы РФ, указы Президента, постановления Правительства, законы субъектов РФ, решения, положения, инструкции и т.д.)

Затем в алфавитном порядке, соблюдая сквозную нумерацию, перечисляются все остальные источники (источники под авторством, источники под редакцией, статьи из журналов и др.).

Официальные документы

1. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №35.

2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ // Российская газета. 1995. 26 июля.

3. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. №651 // Российская газета. 1999. 29 мая.

4. О формировании федеральных центров науки и высоких технологий : Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. №651 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №25.

Источники под авторством

1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М. : Наука, 1990.

2. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством : учебное пособие. – М. : Дело, 1998.

Источники под редакцией

1. Эффективность природоохранных мероприятий / под ред. Т.С. Хачатурова, К.В. Паченова. – М. : Изд-во МГУ, 1990.

2. Международные экономические отношения. Интеграция : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю.А. Щербанина, К.Л. Рожкова, В.Е. Рыбалкина, Г. Фишера. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

3. Инвестиционная политика природопользования / отв. ред. С.Т. Хачатуров, Н.Г. Фейтельман. – М. : Наука, 1989.

Статьи из журналов

1. Веселкин К.Е., Матвиенко В.В., Попов А.Ю. Казначейская система исполнения бюджета города: универсальная технология внутригородских расчетов // Финансы. 1999. №9. С. 57.

2. Стародубровская И. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: особенности выбранной модели // Вопросы экономики. 1997. №11. С. 60.

3. Блохин А.А. Институциональные условия формирования крупного бизнеса в России // Проблемы прогнозирования. 1998. №2. С. 34.

Информационные ресурсы

www.econ.asu.ru

www.duma-barnaul.ru

Приложения

В приложениях следует помещать вспомогательный и дополнительный материал, который делает текст основной части слишком громоздким.

К вспомогательному материалу могут относиться копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, инструкции, методики, промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и т.д.

Приложения оформляются как продолжение дипломного проекта на его последующих страницах после списка литературы.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: