курсач интренет


ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЦЕНОВУЮ ПОЛИТИКУ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1. Теоретические основы ценообразования в строительстве 8

1.1. Сущность и механизм ценообразования в строительстве 8

1.2. Особенности определения сметной стоимости в рыночных условиях 21

1.3. Состояние российского жилищно-строительного рынка в условиях мирового финансового кризиса 30

2. Анализ влияния финансового кризиса на ценовую политику ооо «рсо» 44

2.1. Организационно – экономическая характеристика ООО «Ремонтно – строительная организация» 44

2.2. Анализ ценовой политики ООО «РСО» 51

2.3. Анализ финансового состояния и эффективности деятельности ООО «РСО» 60

3. Проблемы совершенствования ценовой политики строительного предприятия 71

3.1. Пути повышения эффективности деятельности и ценовой политики ООО «РСО» 71

3.2. Антикризисные меры в строительной отрасли России 83

Заключение 99

Список использованной литературы 103

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

С переходом экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это связано с тем, что изменились формы собственности инициаторов и участников инвестиционного процесса, источники финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками капитального строительства на основе договорных цен, на конкурсной основе. Возникла необходимость точной и достоверной оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса — от прединвестиционной стадии до завершения проекта, что потребовало совершенствования методологии формирования элементных и укрупненных федеральных, отраслевых и региональных сметных норм.

Кроме того, с переходом на рыночные отношения в строительстве появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации. К ним относятся, в частности, плата за землю, затраты на получение исходных данных, технических условий и согласовании, новые виды налогов и сборов, различные виды страхования, проценты за кредиты, затраты по реализации векселей и других ценных бумаг, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации, а также организацию и проведение конкурсов, затраты заказчиков на профессиональное управление инвестиционными проектами оплату услуг федерального и региональных центров ценообразования, а также других организаций, осуществляющих разработку и экспертизу сметной документации. Учет этих затрат способствует повышению достоверности и точности расчетов сметной стоимости строительства объектов.

Существующая в России система ценообразования в строительстве регламентируется федеральными, отраслевыми и региональными нормативно-правовыми и методическими документами. На федеральном, отраслевом региональном уровнях порядок и правила определения стоимости строительства установлены в соответствующих нормативно-методических документах, а также в сборниках сметных норм и нормативов. Однако следует отметить, что между федеральными, отраслевыми и региональными документами имеются серьезные разногласия и противоречия, связанные в основном с разными представленными методологиями ценообразования в строительстве.

Одной из важнейших является проблема снижения сметной стоимости строительства, организационно-экономические аспекты которой необходимо рассматривать: во-первых, во взаимосвязи с проблемами эффективности строительства и эксплуатации определенных типов коммерческих или некоммерческих объектов, а также продажи выпускаемой продукции (оказываемых услуг), во-вторых — в зависимости от точности прогнозных сметных расчетов для различных типов объектов с учетом их отраслевой направленности и регионов строительства и в-третьих, — в зависимости от источников финансирования строительства. При бюджетном финансировании действуют преимущественно затратные механизмы, направленные на получение из бюджета максимально возможных финансовых средств на реализацию инвестиционных проектов и программ. Естественные монополии и другие предприятия, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, также заинтересованы в затратном механизме. Частные коммерческие предприятия одним из важнейших направлений своей деятельности считают снижение производственных издержек, в том числе стоимости строительства объектов.

Тема курсовой работа крайне актуальна в связи с началом мирового финансового кризиса, развитие которого привело к непростой ситуации на жилищно-строительном рынке России. На сегодняшний день решение многих задач строительного комплекса напрямую зависит от состояния российского жилищно-финансового сектора, который в настоящее время переживает весьма сложные времена. Правительством РФ выработан комплекс мер, направленных на стабилизацию финансовой системы государства, в том числе и строительного рынка, прежде всего, жилищного.

Поддержка государства строительной отрасли заключается в приобретении готового жилья — под выполнение социальных программ. Впервые государство протягивает руку строительному сообществу, что является первым шагом к частно-государственному партнерству.

Такая консолидация усилий необходима в условиях кризиса. Государство должно выработать пути, которые, не нарушая рыночных принципов функционирования жилищной сферы, не повышая рисков для деятельности частных инвесторов, кредитных организаций, девелоперов, строительных компаний, предприятий строительной индустрии и других профессиональных участников рынка, позволили бы решать проблемы доступности жилья для граждан России.

Это возможно только на принципах государственно-частного партнерства с использованием федеральных и муниципальных финансов. От этого зависит решение главной стратегической задачи государства — повышение доступности жилья.

Цель курсовой работы заключается в исследовании влияния финансового кризиса на ценовую политику ООО «Ремонтно – строительная организация».

Поставленная цель определила следующие основные задачи

- рассмотреть сущность и механизм ценообразования в строительстве;

- описать особенности определения сметной стоимости в рыночных условиях;

- дать определение состоянию российского жилищно-строительного рынка в условиях мирового финансового кризиса;

- охарактеризовать организационно в строительной организации

- обосновать ценовую политику строительной организации

- провести анализ финансового состояния и эффективности деятельности строительной организации

- изучить пути повышения эффективности деятельности и ценовой политики строительной организации

- исследовать антикризисные меры в строительной отрасли России.

Объект исследования – строительная фирма

Предмет исследования – ценовая политика ООО «РСО» в условиях мирового финансового кризиса.

В процессе работы использовались системный, исторический и комплексный подходы к изучению проблемы управления трудовыми ресурсами. Применялись логический, факторный, сравнительный и статистический методы анализа.

При написании дипломной работы использованы нормативно – правовые акты, материалы СМИ и Интернет, специальная и учебная литература, а также статистическая т бухгалтерская отчетность ООО «РСО».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические основы ценообразования в строительстве

1.1. Сущность и механизм ценообразования в строительстве

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой организации. Это обстоятель­ство обусловливается многими причинами. От уровня цены зависят величина прибыли организации, конкурентоспособность организации и ее продукции и финансовая устойчивость предприятия

Цена как экономическая категория выполняет ряд важней­ших функций.

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продук­ции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, мате­риалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количествен­ные показатели — валовой внутренний продукт (ВВП), наци­ональный доход, объем капитальных вложений, объем товаро­оборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Таким образом, цена используется для определения эффек­тивности производства, служит ориентиром принятия хозяй­ственных решений, важнейшим инструментом внутрифирмен­ного планирования.

Распределительная функция цены состоит в том, что госу­дарство через ценообразование осуществляет перераспреде­ление национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фон­дами накопления и потребления, социальными группами на­селения.

Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накоп­ления дорожных фондов, Пенсионного фонда. Фонда социаль­ного страхования. Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инстру­ментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения про­изводства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высо­кой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска про­дукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифферен­цированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеб­лются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдель­ных групп потребительских товаров, так и для всей их номенк­латуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значи­мость политики в области ценообразования [33, с.267].

Цена услуг и продуктов в условиях рынка является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на экономическое положение Фирмы. Все основные показатели производственной деятельности фирмы (объем капитальных вложений, себестоимость продукции, производительность труда, фондоемкость и др.) связаны с ценами и зависят от них. Цена является основой планирования и финансирования капитальных вложений, расчёта эффективности инвестиционных проектов, организации внутрипроизводственных экономических отношений, оценки итогов деятельности фирмы, исчисления экономического эффекта от внедрения новой техники.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продук­цию во многом определяется тем, какие цели ставит пред­приятие на ближайшее время и перспективу.

Выбор политики цен основан на оценке приоритетов де­ятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных ха­рактеристик. Поэтому, например, принятие одной из них ведет к отрицанию преимуществ другой. В результате реальная оценка действительности приводит к необходимости ориен­тации в деятельности предприятия на смешанные стратегии ценообразования.

Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную ме­тодику установления исходной цены на свою продукцию. От­сутствие четко определенной ценовой политики вызывает не­определенность в принятии решений в этой области различ­ными службами предприятия, может привести к несогласован­ности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся более слабыми, предприятие несет потери в выручке и прибыли.

Процесс ценообразования на предприятии можно предста­вить следующими основными этапами:

- постановка цели (задачи) ценообразования;

- определение уровня спроса на данный вид продукции;

- оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- расчет исходной цены изделия;

- учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;

- установление окончательной цены [33, с.268].

Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценооб­разования являются сложным, требующим большого внимания и коллективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем самым отдает предпочтение тому или другому варианту развития. Между тем каждое из направлений развития имеет свои плюсы и минусы. Например, принятие предприятием стра­тегии на увеличение доли рынка в реализации продукции в основном связано со снижением цен против цен конкурентов. А это ведет к сокращению доходов, что нежелательно для предприятия. Ориентация на заказчиков с надежной платеже­способностью также заставляет предприятие поступиться уров­нем цены. В отдельных случаях фирма может ставить перед собой одновременно несколько целей, например увеличение объема сбыта продукции при улучшении ее качественных пара­метров и обеспечение определенного уровня дохода на вложен­ный капитал. В любом случае ценовая политика предприятия не является твердофиксированной, — незыблемой. Она постоянно меняется с изменением ситуации на рынке, поэтому нуждается в систематической оперативной корректировке.

Для эффективной реализации стратегии ценообразования и обоснования цен на товары необходимо определить рынки, на которых предприятие будет работать. Это позволит сопоста­вить возможности различных рынков и возможности предпри­ятия в удовлетворении рыночного спроса.

При определении рынков сбыта необходимо учитывать:

- сферы деятельности предприятия на внутреннем рынке страны и на внешнем рынке. Эти рынки существенно различа­ются по условиям деятельности и нормам правового регули­рования;

- территориальную географию рынков;

- особенности городского и сельского рынков;

- отличия рынков текущего спроса и рынка инвестицион­ного спроса. К рынкам текущего спроса относятся рынки, на которых реализуются товары, идущие на конечное потребле­ние. Рынки инвестиционного спроса — рынки основных фон­дов и материальных оборотных средств. Эти рынки различа­ются как составом спроса на товары и услуги, так и различной эластичностью спроса.

На этапе установления влияния на цену спроса на продук­цию определяется признание этой продукции рынком. Зависи­мость между ценой продукции и уровнем спроса на нее выра­жается кривой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зависимости, т. е. чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия определяется по сумме валовых издержек. Поэтому на этапе их анализа фирма рассчитывает затраты при различных объемах продаж и выбирает опти­мальный вариант.

Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста — несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

Важным для предприятия является учет фактора государст­венного регулирования цен. Государство посредством актив­ной ценовой политики может сделать прибыльным для произ­водителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыноч­ного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т. д.). Это осуществляется как через различные виды договор­ных цен, так и через государственные заказы и закупки.

Максимальная цена товара определяется спросом, мини­мальная — издержками производства. Но значительное влия­ние на цену товара оказывают цены и качество товаров кон­курентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.

В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптималь­ную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы не­обходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

- спрос на продукцию;

- государственное регулирование цен;

- издержки по производству и реализации продукции;

- конкуренция;

- другие факторы.

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой товара и спросом на него описывается кривой спроса, показанной на рис. 1.1 [33, с.269].

Кривая спроса показывает обратно пропорциональную за­висимость между ценой товара и спросом на него.

Рис. 1.1. Кривая спроса

Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая пред­ложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что по­вышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж. Зависимость меж­ду ценой товара и его предложением показана на рис. 1.2 [33, с.269].

Рис. 1.2. Кривая предложения

Цена, при которой спрос и пред­ложение равны, называется равно­весной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан (рис. 1.3) [33, с.270].

Рис. 3. Равновесная цена

В действительности соотношение спроса и предложения постоянно ме­няется в результате воздействия на них различных факторов.

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факто­ров используется понятие эластич­ности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.

Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэф­фициента эластичности (Кэ):

(1.1)

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает боль­ших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эла­стичности менее единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относи­тельно недорогие товары и др.

Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовер­шенного рынка возникающая равновесная цена не способству­ет оптимальному состоянию и стабильности в обществе. По­этому государство путем установления регулируемых цен це­ленаправленно создает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учитывать следующие моменты:

- во-первых, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затова­ривание продукции, не находящей сбыта;

- во-вторых, полный отказ государства от вмешательства в процесс ценообразования лишает общество возможности воз­действовать на уровень цен отраслей и предприятий-монопо­листов, а также лишает население социальной поддержки, особенно его малообеспеченных слоев.

Поэтому в условиях рынка, особенно в переходный пе­риод, необходимость государственного регулирования цено­образования усиливается.

Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без налога на добавленную стоимость и акцизов) составляет 83,8%, на же­лезнодорожном транспорте — 85,6%.

В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Например, стои­мость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы — факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.

Другая группа затрат — уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда и другие — непосредственно зави­сит от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, исполь­зованием вторичных ресурсов и т. д. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара.

На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца, или на рынок поку­пателя. На рынке продавца доминирующее положение занима­ет продавец —производитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать, поскольку ее продукция находится вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлет­ворить их, зависит ее благополучие.

На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов, например стадия жизненного цикла изделия, организации-участники продвижения товара от производителя к потре­бителю и др. Учет влияния всех факторов в комплексе по­зволит фирме выработать правильную политику ценообра­зования [41, с.193].

Цена влияет на развитие строительного производства, повышение его эффективности через свои функции. Главная функция цены — это количественное выражение стоимости создаваемой строительной продукции. Тем самым, как измерительный инструмент, цена определяет затраты общественно необходимого труда по организации материальных процессов и финансовых операций. Кроме того, она выполняет и стимулирующую функцию по снижению трудовых, материальных и денежных затрат в строительстве и повышению его эффективности. В основном, используются следующие формы цен: прейскурантные оптовые цены; максимальные и договорные.

Прейскурантная цена — это цена, основанная на общественно необходимых затратах труда и утвержденная государством. Это — «твердая» цена, действующая в виде прейскурантов на типовые здания и сооружения и на укрупненные элементы строительства. Под влиянием научно-технического прогресса и взаимоотношений в обществе, данные цены периодически пересматриваются. Максимальная цена — это лимитная сметная цена отдельных зданий, сооружений и их комплексов: предприятий, массивов, поселков и т. п. Ее уровень во многом определяется проектными организациями и утверждается министерствами и ведомствами, выдавшими задание на проектирование. В процессе рабочего проектирования лимитные цены подлежат снижению. Договорная цена представляет собой неизменяемую (стабильную) сметную стоимость строительной продукции в течение всего периода строительства, устанавливаемую заказчиком по договоренности с подрядчиком. Основной для установления договорных цен должны являться сметные расчеты или расчетная стоимость строительства, определяемая в составе технико-экономического обоснования и технико-экономического расчета. Договорные цены на строительную продукцию — важный элемент совершенствования хозяйственного механизма в строительстве на основе использования товарно-денежных отношений [36, с.40].

Основным инструментом для определения цены или стоимости объектов в строительстве является единичная расценка (стоимость) отдельного вида строительно-монтажных работ, совокупности элементарных технологических операций или отдельного элемента сооружения. Единичные расценки могут быть нормативными или индивидуальными; индивидуальные расценки применяются, как правило, на крупных объектах, сооружаемых с использованием нетрадиционных строительных технологий или механизмов, или в тех случаях, когда большинство строительных материалов изготавливается непосредственно на строительстве. Единичные расценки включают в себя только прямые затраты. Учет плановых накоплений, накладных расходов и налогов производится в сметном расчете. Нормативные расценки разрабатывает и устанавливает ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС).

Факторы, влияющие на установление цены:

- издержки на изготовление и сбыт продукции;

- конъюнктура целевого рынка и соотношение спроса и предложения на товар фирмы;

- ценовая политика фирмы.

Первые два фактора учитываются при ценообразовании. Третий фактор реализуется в зависимости от целей ценообразования фирмы (ценовой политики фирмы).

Цели ценообразования:

- обеспечение определенного размера прибыли;

- обеспечение определенного объема продаж;

- сохранение существующего положения фирмы;

- вытеснение конкурентов;

- внедрение на рынке новой продукции;

- завоевание лидерства по показателям качества [38, с.95].

Можно выделить следующие стратегии ценообразования в строительной отрасли:

- скользящая падающая цена;

- долговременная цена;

- цена сегмента рынка;

- гибкая цена;

- стратегии дифференцированного ценообразования;

- стратегия ценовой дискриминации;

- стратегия конкурентного ценообразования;

- стратегия по «кривой освоения»;

- стратегия сигнализирования ценами.

Скользящая падающая цена. Определяющим фактором при выборе такого подхода к установлению цен на свою продукцию является соотношение спроса и предложения. По мере насыщения рынка цена на изделия и услуги постепенно падает, особенно оптовые цены (розничные торговцы могут поддерживать цены на такие виды изделий стабильными относительно продолжительное время). Уже при составлении прогноза сбыта предприятию-изготовителю необходимо проанализировать темпы роста объёма производства в отрасли в целом, сопоставить их с динамикой ёмкости рынка (прежде всего по темпам роста доходов потенциальных потребителей) и определить затем, на какой процент предстоит снизить цены в предстоящей период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт своей продукции.

Долговременная цена. При составлении прогнозов сбыта для такого изделий по такому сценарию цена является уже заранее заданной. Значительное снижение её часто невозможно, да и не обязательно приведет к серьёзному увеличению сбыта. Для увеличения прибыли при работе на таком рынке куда более важное значение приобретает поиск путей снижения издержек производства.

Цена сегмента рынка. Разные группы потребителей (например, по своему социальному статусу) платят за одни и те же изделия разную цену на рынке. Поэтому цена изделия может заметно меняться в зависимости от того, для кого оно предназначается. Для практического использования этого подхода к установлению цен прежде всего необходимо, чтобы изделие можно было продать разным группам потребителей, чтобы оно было адресовано разным сегментам рынка, чтобы сравнительно быстро и легко, с минимальными издержками можно было изменить соответствующим образом конструкцию и дизайн этого продукта, привести его в соответствие с нуждами и запросами конкретных групп потребителей. Есть еще одно обстоятельство, которое необходимо иметь в виду при использовании данного подхода к ценообразованию. Потребители на разных сегментах рынка, на которые ориентировано данное изделие, не должны конкурировать друг с другом. Иначе говоря, в расчет должны приниматься сравнительно изолированные (в географическом или социальном отношении) группы людей.

Стратегия ценовой дискриминации. Согласно этой стратегии фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар (услугу) по разным ценам разным категориям покупателей. Поэтому речь и идет о ценовой дискриминации. Главное условие успешного применения данной стратегии: покупатели (клиенты) не должны иметь возможности перемещения из одного ценового канала в другой. Ценовая дискриминация предполагает установление различных отпускных цен на одно и то же изделие или услугу вне зависимости от издержек. Ценовая дискриминация может выражаться в установлении более высокой цены для одной группы потребителей (на одном сегменте рынка), которые менее чувствительны к уровню цен, и более высокую — для другой. Естественно, что поставка одного и того же продукта в разные регионы сбыта по различным ценам ничего общего с ценовой дискриминацией не имеет.

Гибкая цена. Цены, которые устанавливаются в зависимости от характера конъюнктуры рынка на данный момент времени, называются гибкими. Использование такого подхода при установлении цен оправдано на таком рынке, где возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие периоды времени. Используется этот подход и тогда, когда нужно противостоять новым конкурентам, внедряющимся на рынок с использованием преднамеренно низкой цены (даже с ущербом для рентабельности их производства).

Стратегии дифференцированного ценообразования основана на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам. Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке.

Стратегия конкурентного ценообразования строится на учете в ценах конкурентоспособности фирмы. Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства.

Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При реализации ценовой стратегии по «кривой освоения» покупатели, приобретающие товар в начале делового цикла, получают внешнюю экономию по сравнению с последующими покупателями, так как первые приобретают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить. Необходимыми условиями для принятия данной стратегии являются сильное влияние опыта фирм и чувствительность покупателей к уровню цены. Обычно такие условия возникают на начальной стадии развития производства товаров длительного пользования не первой необходимости, когда достаточно большое число конкурентов пытаются обеспечить себе сильное положение в долгосрочном периоде.

Ценовая стратегия сигнализирования ценами строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами [43, с.72].

Особенности ценообразования в строительстве:

1. Объекты строительства различаются по габаритам, площади, этажности, материалам конструктивных элементов. Это относится и к объектам, строящимся по типовым проектам, поскольку каждый из них зависит от местных условий, к которым они привязаны, не говоря уже об объектах, возводимых по индивидуальным проектам. Следовательно, практически каждое здание и сооружение имеет свою индивидуальную цену.

2. В строительстве (в отличие от промышленности) как правило устанавливаются цены не на законченный объект или отдельное сооружение, а в основном на отдельные единичные виды строительно-монтажных работ (СМР) или законченные элементы конструкции. Это обусловливается тем, что в процессе строительства объекта может принимать участие большое количество подрядных и субподрядных узкоспециализированных организаций, продукцией которых является не готовый к продаже объект, а выполняемые ими отдельные виды СМР. Цена за законченный объект, складывающаяся из стоимостей выполненных работ или стоимостей отдельных сооружений, имеет значение в основном для заказчика, инвестора или застройщика.

3. На цену строительных или монтажных работ значительное влияние оказывают применяемые строительные технологии и оборудование. Поэтому цена на один и тот же вид строительно-монтажной работы может быть различной у разных строительных организаций — На начальных этапах проектирования объекта при определении его стоимости закладываются усреднённые (чаще всего нормативные) расценки, учитывающие сложившийся уровень цен на строительные материалы, действующий уровень заработной платы и наиболее распространённые строительные технологии.

4. Строительство отличается большой длительностью производственного цикла. Следовательно, проектная цена может не совпадать с фактической (особенно в условиях инфляции), что вызывает необходимость учитывать фактор времени при формировании цены в строительстве.

5. Строительная продукция отличается высокой материалоёмкостью и значительными трудозатратами. В связи с тем, что цена в строительстве формируется не от реальной себестоимости, а от сметной стоимости, составляющие элементы цены могут и не отражать фактического уровня затрат на приобретение материалов и других ресурсов. Это обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и трудовые ресурсы и определять, как их изменение влияет на себестоимость строительной продукции.

6. Формирование цены в строительстве осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, компромиссной ценой между всеми субъектами строительного производства.

Условно систему ценообразования в строительстве можно классифицировать: по числу элементов цен (прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления), по структуре цен (издержки и прибыль) и по области применения цен (непосредственно в строительстве, в строительной индустрии).

Прямые затраты (ПЗ) складываются из стоимости строительных материалов (М), потребных для выполнения данного вида СМР, основной заработной платы строительных рабочих (ЗП) и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов (ЭМ), применяемых при выполнении данной СМР. Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ. К прямым затратам относятся: основная заработная плата рабочих (без подсобных производств и обслуживающих хозяйств); затраты на строительные материалы и конструкции; затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов и прочие затраты.

К расходам по эксплуатации строительных машин и механизмов относятся расходы по: транспортированию; погрузке и разгрузке; монтажу и демонтажу; перестановке машин в пределах строительной площадки, их амортизации; заработная плата; расходы на электроэнергию или горючее и т. п. То есть, ЭМ включают в себя заработную плату машинистов и амортизационные начисления.

К прочим прямым затратам относятся расходы на транспортирование лишнего грунта, на вывозку земли, мусора и снега с территории строительства. Удельный вес каждого из элементов изменяется в широких пределах в зависимости от вида работ и применяемых материалов, конструкций и механизмов. В среднем, зарплата составляет 15-20 %, материалы и конструкции 60-70 %, эксплуатация строительных машин и механизмов — 10-15 %, прочие 1-5 % от общей суммы всех прямых расходов.

Накладные расходы (HP) — это затраты, непосредственно не связанные с процессом создания строительной продукции, а направленные на создание общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания. Это расходы на содержание инженерно-технического и административно-управленческого персонала, содержание складских или ремонтных баз и т. д. Накладные расходы в отличие от прямых затрат непосредственно не связаны с изготовлением или монтажом отдельных конструктивных элементов и с производством отдельных видов работ, эти расходы не дают прямого прироста объема выполненных работ, но косвенно этому способствуют. К накладным расходам относятся затраты на организацию строительного процесса, его обслуживание и управление этим процессом в целом. Накладные расходы содержат следующие статьи затрат: административно-хозяйственные расходы строительной организации; расходы по обслуживанию рабочих: дополнительная заработная плата производственных рабочих, к которой относится оплата простоев по атмосферных условиям, оплата отпусков, доплата бригадам за руководство работой бригад, отчисления по социальному страхованию рабочих, затраты по содержанию пожарной и сторожевой охраны строительства, по организованному набору рабочих, по содержанию производственного оборудования и инвентаря, на благоустройство строительных площадок и подготовку объектов строительства к сдаче и другие. Накладные расходы исчисляются в процентах от полной суммы прямых затрат и колеблются в значительных пределах (12-23 %). На монтажные работы нормы накладных расходов установлены в процентах только к основной заработной плате рабочих, содержащейся в составе прямых затрат. В частности, на монтаж оборудования — 70 %, электромонтажные работы — 76 % и т. д. Сокращение продолжительности строительства приводит к экономии накладных расходов, так называемые условно-постоянные накладные расходы. К ним относятся административно-хозяйственные расходы, износ временных сооружений и приспособлений, содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание проектной группы и т. п. При укрупнённых расчётах доля этих расходов составляет 50 % от накладных расходов по общестроительным работам и 30 % по специализированным организациям. Сокращение трудоёмкости строительства ведет к экономии накладных расходов в среднем 6-15 руб. на 1 час в день (норматив устанавливается соответствующими министерствами). Кроме того накладные расходы составляют в среднем 15 % от суммы основной заработной платы в прямых затратах и учитываются при сокращении затрат.

Плановые накопления (ПН) или сметная прибыль — это планируемая прибыль строительной организации, закладываемая ещё при проектировании в стоимость объекта. Накладные расходы и плановые накопления могут быть договорными или нормативными величинами. Как правило, их нормативное значение определяется заказчиком или инвестором. На практике накладные расходы составляют 12-27 % от прямых затрат, плановые накопления — 6-8 % от суммы прямых затрат и накладных расходов. Плановые накопления являются планируемой прибылью строительно-монтажной организации, источником образования фондов пополнения и модернизации собственных оборотных средств, платежей в бюджет за основные фонды, а также источником финансирования собственных капитальных вложений. Кроме того, плановые накопления используются на улучшение культурно-бытовых условий рабочих и инженерно-технического персонала. Размер плановых накоплений строительно-монтажных организаций установлен 8 % суммы прямых затрат и накладных расходов [34, с.123].

 

1.3. Особенности определения сметной стоимости в рыночных условиях

Сметная стоимость;— сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Сметы разрабатываются или используются в следующих случаях:

Финансирование бюджетных организаций

Новое строительство. В зависимости от этапа развития проекта сметы готовятся для:

- проведения тендера (торгов);

- эскизного проекта;

- рабочего проекта.

Ремонт (текущий, капитальный). Особо выделим следующие виды:

- ремонт зданий и сооружений;

- ремонт оборудования;

- содержание автомобильных и железных дорог;

- реставрация памятников архитектуры и произведений искусства.

Расчеты за выполненные работы. Смета здесь служит основой для составления Актов о выполненных работах

Оценка восстановительной стоимости недвижимости затратным методом

Другие виды деятельности, требующие финансирования

Сметные расчеты обычно находятся на пересечении интересов Заказчика (Плательщика) и Подрядчика (Исполнителя) за исключением, может быть, случая, когда Заказчик и Подрядчик совмещаются в одном лице. Соответственно, экономический интерес Заказчика состоит в минимизации сметной стоимости (итога сметы), а Подрядчика, наоборот, в максимально возможном увеличении этой стоимости. Компромиссное решение достигается обычно одним из трех способов:

Постатейным обсуждением сметы с учетом выдвигаемых сторонами доводов и обосновывающих материалов. Смета в этом случае является открытым и согласованным сторонами документом. Решающий голос в таких обсуждениях обыкновенно принадлежит Заказчику.

На конкурсной основе. Заказчик выбирает наиболее привлекательное предложение с учетом заявленной стоимости и репутации Подрядчика. Смета в этом случае является закрытым документом, предназначенным для определения позиций участников торгов.

Решение о стоимости проекта принимается на политическом уровне, а на смету возлагается задача формального обоснования. В этом случае искусство сметчика выражается в грамотной подгонке итога сметы под заданную стоимость.

Сметы составляются профессиональными специалистами-сметчиками, которые должны хорошо разбираться в технологии работ, для которых составляется смета.

Сметный подход имеет свой экономический смысл только при простых работах и (или) малого объёма. При исполнении сложных (комплексных) работ большого объёма вероятность реализации проекта в запланированные сроки, с запланированным качеством и в запланированный бюджет (последнее помогает рассчитывать смета) в разы выше при использовании западного подхода проектного управления и калькуляций.

Изначальное наличие искажённых позиций российской сметы для крупных или сложных проектов, с целью соответствия реальной обще-проектной оценке, не позволяют вести оперативный финансовый контроль развития проекта.

Существуют базы ТЕР, ФЕР, ГЭСН, ТСН, МТСН и другие.

Территориальные единичные расценки (ТЕР) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации.

Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые, выраженные в натуральной форме размеры отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, — расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

В нормах находятся отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования — на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению — на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства — для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т. д.

Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

Использование федеральных норм в регионах сопровождается их корректировкой с учетом цен на местные материалы. Территориальные же нормативы, выпущенные местными проектными институтами или региональными центрами по ценообразованию, уже учитывают поправки на местные условия и их использование в регионе гораздо удобнее и поэтому предпочтительнее.

Территориальные и другие сборники ЕР (ТЕР) разрабатывают специалисты Региональных Центров Ценообразования в строительстве (РЦЦС) территориальных образований Российской Федерации, утверждают, вводят в действие и регистрируются в ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), после чего они включаются в Перечень действующих нормативных документов.

ФЕР (федеральные единичные расценки) – это Сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые, выраженные в натуральной форме размеры отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, — расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

В нормах находятся отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования — на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению — на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства — для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т. д.

Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов)‎. Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации. Они разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района (Московская область), утверждаются и вводятся в действие ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). ФЕР используются во всех отраслях народного хозяйства.

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупнённых сметных нормативов.

Единичные расценки, в том числе ФЕРы, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:

- затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 01.01.00 г.;

- стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;

- стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, характеристика которых при составлении смет принимается по проектным данным);

- нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;

- наименования и, как правило, нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

Виды ФЕР:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: