курсач 5


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Специальность 1-24 01 02 Правоведение

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Курсовая работа

студентки 1 курса дневной формы обучения

Савковой Татьяны Владимировны

Руководитель

Кандидат юридический наук, доцент

Кирвель И. Ю.

Гродно, 2014

Оглавление

Введение3

ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ5

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЕТЕЙ6

2.1Основные права ребёнка6

2.2Основные обязанности ребёнка11

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ12

3.1 Основные права родителей12

3.2 Основные обязанности родителей15

ГЛАВА 4. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ17

4.1 Споры между родителями, связанные с воспитанием детей17

4.2 Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ24

Введение

Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей. В их круг входит забота о здоровье ребенка, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего и т.п., а также о психическом и нравственном развитии ребенка. Такая забота предполагает существование достаточно сложных источников формирования несовершеннолетнего как личности. Один из них заключается в самом родителе, его духовных ценностях, которые он хочет передать своим детям. От этого во многом зависит внутренний мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность управлять своими чувствами и т.п. Все это, в конечном счете, определяет духовный, нравственный облик будущего гражданина.

Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее глубоко в условиях всесторонней заботы о нём как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком. Это соответствует и интересам родственников ребенка, которые могут испытывать потребность в общении с ним в силу родственных чувств и взаимной привязанности. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения.

Актуальность данной темы заключается в том, что на теперешний день вопросы о правах и обязанностях детей и их родителей являются наиболее актуальными. Современная молодежь начала чаще интересоваться своими правами и обязанностями и в силу необходимости прибегают к их защите. Право на воспитание своего ребенка – это личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может. Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Воспитание ребенка это не только право, но и обязанность родителей.

Объектом исследования настоящей курсовой работы служат – субъекты семейных правоотношений.

Предметом исследования соответственно является понятие, виды, структура и уровни правосознания.

Методы исследования:

а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы;

б) метод анализа специальной литературы;

в) метод системного анализа.

Целью данной работы является исследование прав и обязанностей родителей и детей по законодательству Республики Беларусь.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- проанализировать права и обязанности детей;

- проанализировать права и обязанности родителей;

- рассмотреть споры, связанные с воспитанием детей.

Курсовая работа состоит из: введения, четырех глав, которые состоят из 7 разделов, заключения и списка литературы

ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫПРАВООТНОШНИЙ

Субъектами семейных правоотношений являются только граждане, чья семейная правосубъектность раскрывается через правоспособность и дееспособность. Семейное законодательство не содержит определения семейной право и дееспособности, но эти понятия имеют большое значение в правоприменительной практике при решении вопросов о допустимости совершения тех или иных действий, как самими гражданами, так и в отношении граждан различными органами.[5, c. 142].

Семейная правоспособность — это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие появляются с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет). Ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом (например, лишение судом родительских прав).

Семейная дееспособность — это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет) и др.). Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста). Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.[5, c.150].

СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Субъектами семейного права являются лица, наделенные семейными правами и обязанностями. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), дети (в том числе усыновленные), другие члены семьи в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом (дедушка, бабушка, внуки, родные братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица).

Субъекты семейного права наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В Семейном кодексе нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие.[6, с. 75]

Семейная правоспособность — это юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и др.). Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения гражданина, но ее содержание зависит от его возраста. Семейная дееспособность — это юридическая способность (возможность) гражданина самостоятельно (своими собственными действиями) приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Полная дееспособность граждан в семейном праве возникает, как и в гражданском, с восемнадцати лет. Не обладают семейной дееспособностью лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства. Несовершеннолетние обладают семейной дееспособностью не в полном объеме, то есть являются частично дееспособными. Однако в семейном праве для участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Например, частичная дееспособность несовершеннолетнего ребенка не препятствует возникновению правоотношения между ним и его родителями (правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка).

В зависимости от субъектов семейного права семейные правоотношения условно можно подразделить на четыре основные группы. К первой из них относятся отношения, возникающие в связи со вступлением в брак, прекращением брака и признанием его недействительным (так называемые брачные отношения). Учитывая, что брак является основой семьи, семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак и, что немаловажно с точки зрения обеспечения прав и интересов членов семьи, порядок прекращения брака и признания его недействительным. Во вторую группу включаются личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными). Примером таких отношений являются отношения супругов по поводу выбора рода занятий, места жительства, по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом или отношения, возникающие между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей. Личные неимущественные и имущественные отношения между другими родственниками и иными лицами (дедука, бабушка, родные братья и сестры, фактические воспитатели и воспитанник и др.) регулируются только в пределах и случаях, предусмотренных семейным законодательством, что позволяет выделить их в отдельный блок, то есть в третью группу. Так, Семейный кодекс устанавливает право ребенка на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (личные отношения), обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков, обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи (имущественные отношения). Четвертую, достаточно большую и важную группу составляют отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения). Такие отношения возникают в связи с усыновлением детей, установлением над ними опеки и попечительства, принятием детей на воспитание в приемную семью.[6, с. 73]

Отметим, что перечень членов семьи, закрепленный в кодексе рб о браке и семье, не является исчерпывающим. Помимо супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных), в него «в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством» попадают «другие родственники и иные лица». Из этой формулировки следует, что все упомянутые в нормах семейного законодательства лица признаются для целей данного законодательства членами семьи — бывшие супруги, родственники, а также отчимы (мачехи) и пасынки (падчерицы), опекуны (попечители) и их подопечные по отношению друг к другу. Как отмечает Р.П. Мананкова, такой подход неверен, поскольку допускает отождествление понятий «член семьи» и «субъект семейных правоотношений».[7, с. 92]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

2.1 Основные права ребёнка

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.[8, с. 57]

Ребенок имеет право: обращаться за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, другие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные организации; обращаться за защитой своих прав и интересов непосредственно в суд, если он достиг 14 лет.

Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории неотчуждаемых. Согласно ч. 1 статье 4 и 5. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18лет, не допускается. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Дети в возрасте до 3 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарственными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.[9, с. 27]

Согласно ч. 1 статье 7. Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

Согласно ч. 1 статье 8.Право на достойный уровень жизни. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Согласно статье 9.Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия. Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера. Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.[9, с. 28]

Согласно ч. 1 статье 15.Право на проживание в семье. Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Согласно ч. 1 статье 16. Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Согласно статье 18.Право на жилище. Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

Согласно статье 23. Право на образование. Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Согласно статье 25. Право на отдых. Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно — просветительными и спортивно — оздоровительными организациями. Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Согласно статье 27. Право на защиту чести и достоинства. Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Согласно статье 29. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения.

В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, детских интернатных учреждениях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.

Согласно статье 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Государство гарантирует детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития бесплатную педагогическую, медицинскую, социальную и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, создание специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

Так же согласно статье 34. Права детей-беженцев.

Дети, прибывшие в Республику Беларусь, имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка устанавливают над ним опеку или попечительство, обеспечивают другие формы его устройства на воспитание.

Согласно ч. 2 и ч. 3 статьи 36. Соблюдение прав ребенка в специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях.

Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического, специального, дополнительного образования, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.

Обязательной целью содержания детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях является обеспечение реализации программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.[10, с. 101]

2.2 Основные обязанности ребёнка

Ребёнок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности.

Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.

Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. С точки зрения уголовного права при несоблюдении закона ребёнок может быть привлечён к ответственности за некоторые преступления с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.



Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на ребёнка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан. Он также должен уважать традиции и культурные ценности не только своего народа, но и других наций и народностей. Традициями являются определённые установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды, которые передаются от поколения к поколению и таким образом сохраняются в течении длительного времени.

На ребёнка возлагается обязанность овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Для этого в средних учебных заведениях проводятся уроки труда, в старших классах учат определённым специальностям. В Республике Беларусь создана широкая сеть высших учебных заведений, средне — специальных учебных заведений, профессионально — технических училищ.[10, с. 97]

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ

3.1 Основные права родителей

Родители имеют личные равные права в отношении своих детей:

1. Родители имеют право сразу после рождения ребенка определить его имя, отчество и фамилию. Имя ребенку родители дают по своему выбору и взаимному согласию. Имя можно изменить, если на самом деле ребенка называют другим именем или если ему записали не то имя, которое хотели родители. Отчество ребенка определяется именем его отца. Отчество изменяется, если отец меняет свое имя или если ребенка усыновляют. Фамилия ребенка соответствует фамилии его родителей. Если у них разные фамилии, то ребенку присваивается фамилия одного из родителей.

2. Родители имеют право и обязаны определить гражданство ребенка. Если родители являются гражданами Республики Беларусь, то ребенок тоже будет иметь гражданство Республики Беларусь. Право на выбор гражданства ребенка возникает у родителей в тех случаях, когда, например, один из родителей является гражданином другой страны.[10, c. 97]

3. Родители вправе и обязаны определить место жительства ребенка. Обычно этим местом считается место жительства его родителей. При их раздельном проживании родители должны определить место жительства ребенка по обоюдному согласию. В противном случае это делает суд. Причем с 10 лет ребенок может сам выбирать, с кем из родителей ему жить.

4. У родителей есть право воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними. Право на воспитание означает, что родители могут лично воспитывать своих детей, даже если не живут с ними. Причем воспитание является обязанностью родителей. В круг этих обязанностей входит забота о физическом, духовном, психическом и нравственном развитии ребенка, его здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни. Родители сами решают, как им воспитывать детей, могут даже применять определенные меры принуждения и запрета. Например, родители могут запретить им посещать те или иные увеселительные мероприятия, возвращаться домой позднее определенного времени. Но это не означает, что родители имеют право жестоко обращаться с детьми. Жестокое обращение с детьми может выражаться как в физическом (побои, пытки), так и в психическом насилии (унижение, оскорбление, запугивание). В случае жестокого обращения с детьми родители могут быть лишены родительских прав. Основанием для этого является также уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей. Родители, кроме того, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, то есть образование в объеме 10 классов школы (11-12 класс – по желанию детей). Родители должны обеспечить ребенку возможность учиться, какими бы ни были семейные обстоятельства, материальное положение семьи, состояние здоровья родителей.[11, с.170]

5. Родители имеют право и обязаны осуществлять представительство от имени своих детей и защищать их права и законные интересы. Родители представляют своих детей и защищают их интересы во всех учреждениях, в том числе в органах внутренних дел, суде, прокуратуре, органах местного самоуправления. Для этого им нужно только предъявить свидетельство о рождении своего ребенка.

Так же родители имеют имущественные права по отношению к своим детям:

1. Родители имеют право управлять делами и имуществом своих детей. Так как до наступления совершеннолетия (18 лет) ребенок не может сам распоряжаться своим имуществом, за него это делают его родители. Личное имущество может появиться у ребенка в качестве подарка или наследства. Родители имеют право и должны управлять этим имуществом в интересах детей. Они не могут без согласия органов опеки и попечительства продавать имущество ребенка, отказываться от наследства ребенка или подарка ему, не соблюдая его интересы. Все доходы от использования имущества ребенка должны в первую очередь использоваться на его содержание и воспитание, а уже потом на другие обоснованные потребности семьи. Если родители плохо управляют имуществом ребенка, в результате чего оно может быть повреждено или утрачено, нужно обратиться в органы опеки и попечительства, которые будут осуществлять постоянный контроль за состоянием имущества ребенка. Родители не могут распоряжаться заработком ребенка и предметами, отданными ему в свободное пользование.

2. Родители имеют право содержать своих детей. Данное право возникают с момента рождения ребенка и заканчиваются с наступлением его совершеннолетия. Если ребенок живет с родителями, то его содержание состоит в приобретении родителями всего необходимого для жизни и развития ребенка. Но когда один или оба родителя живут отдельно от него, они должны выплачивать алименты на содержание своего несовершеннолетнего ребенка. Алименты – это для ребенка один из источников существования. Поэтому их можно использовать только на его содержание. Если родители уклоняются от уплаты алиментов – их ждет уголовная ответственность.

Нужно помнить, что все права родителей в отношении их детей прекращаются с достижением детьми 18 лет.[12, с. 36]

3.2 Основные обязанности родителей

На сегодняшний день родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители обязаны:

- забрать ребенка из роддома, определить ему имя и зарегистрировать в соответствующем органе.

- Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.

- Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

- Выполнять Устав образовательного учреждения.

- Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.

- Обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

- Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.

- Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.

Перед Педагогическим советом школы и другими общественными организациями, созданными в школе, Комиссией по делам несовершеннолетних, а в отдельных случаях перед правоохранительными органами родители несут ответственность за:

- игнорирование возложенных на них законом обязательств по воспитанию детей в семье, созданию им надлежащих условий для обучения, отдыха, досуга;

- антипедагогические действия по отношению к ребенку;

- нежелание создавать ребенку надлежащие условия для становления гармонически развитой личности;

- оскорбительное и неэтичное отношение к личности учителя или педагогическому коллективу школы;

- игнорирование решений Попечительского совета школы, Родительского комитета класса, Педагогического совета и других органов самоуправления, связанные с решением вопросов обучения, оздоровления и воспитания ребенка;

- администрация школы может обратиться в правоохранительные органы с целью привлечения родителей несовершеннолетнего, согласно кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, если они не исполняют, либо исполняют не должным образом обязанности по содержанию, воспитанию, обучению ребенка (не обеспечивают ему должного ухода, не следят за его успеваемостью, регулярно не посещают родительские собрания, не реагируют на замечания учителей школы).[13, с. 131]

ГЛАВА 4. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ

4.1 Споры между родителями, связанные с воспитанием детей

Семейное «воспитание детей, с одной стороны, подвластно правилам педагогики, с другой — представляет собой не что иное, как осуществление родительских прав и обязанностей. Их реализация составляет неотъемлемую и очень важную часть жизни семьи, где растут дети. Все вопросы педагогического характера, как правило, разрешаются матерью и отцом на паритетных началах либо одним из них с одобрения и молчаливого согласия другого. Вообще в семье всё значительно сложнее, поскольку предоставление родителям как воспитателям равных прав и обязанностей не исключает коллизий между ними по вопросам семейного воспитания, особенно там, где каждый из родителей — сильная личность, стремящаяся к семейному диктату. Разумеется, разногласия между родителями по поводу методов и способов воспитания ребенка в семье отличаются большим разнообразием. Неодинаковы и глубина, острота конфликтов, связанных с формированием личности несовершеннолетнего. Чаще всего эти конфликты поверхностны, легко решаются сами по себе или в результате взаимных уступок и договоренностей, а потому здесь нет нужды в применении норм семейного права. Что же касается более серьезных и глубоких расхождений между родителями по поводу семейного воспитания детей, то они иногда настолько усложняют ситуацию, что требуются совет, рекомендация компетентных в области педагогики специалистов. Это может быть воспитатель, педагог или консультант, к которому за разъяснением может обратиться любой родитель или они оба. При всем разнообразии споров, связанных с воспитанием, их легко разделить на несколько групп, каждая из которых не просто касается семейного воспитания как такового, но и представляет собой разновидность спора о праве, а точнее — о способах его осуществления в рамках, установленных законом, поскольку сами родители не могут разрешить его мирным путем.[14, с. 15]

К таким спорам относятся:

- определение места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей;

- обеспечение права на общение родителя с ребенком, проживающим от него отдельно;

- обеспечение права на общение дедушки, бабушки, братьев, сестер с ребенком;

- возврат ребенка к родителям (одному из них) в случае удержания несовершеннолетнего лицами, не управомоченными на его воспитание.

Особую и самостоятельную категорию споров о праве на воспитание детей образуют имеющие специфику споры, связанные с лишением или ограничением родительских прав.

При совместном проживании родителей (в одном доме, в одной квартире или комнате), как бы ни конфликтовали отец и мать, оба они продолжают оставаться непосредственными участниками семейного воспитания. Поэтому суд рассматривает иск об определении места жительства несовершеннолетнего, только если один из его родителей фактически проживает по другому адресу. Исключение составляют случаи, когда существует реальная возможность переезда родителя в другое место, в связи с чем он хочет знать заранее, с кем в дальнейшем будет находиться ребенок постоянно. Следует иметь в виду, что разрешение подобного рода спора не означает утраты одним из родителей своих прав и обязанностей по воспитанию. Просто меняется степень его участия в воспитании. При разрешении спора о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей суду предстоит определить, кому из родителей следует отдать предпочтение, кто из них будет выступать в роли непосредственного воспитателя.[15, с. 33]

В качестве общих положений, которые обязательны во всех случаях при рассмотрении споров о месте проживания ребенка, фигурируют:

- равное право родителей на воспитание своих детей. Никаких привилегий по признаку пола ни мать, ни отец не имеют. Однако на практике чаще всего предпочтение отдается женщине-матери, когда спорят о маленьких детях, особо нуждающихся в материнском уходе, в близости с нею. Несколько иначе обстоит дело, если решается судьба подростка, к тому же трудного, для правильного воспитания которого так необходимы авторитет отца, его совет и помощь в решении вопросов, определяющих личность будущего мужчины и семьянина;

- неуклонное соблюдение интересов несовершеннолетнего. Поскольку он сам не в состоянии осознать, в чем они заключаются на самом деле, каковы его истинные и разумные потребности, центр тяжести при рассмотрении спора переносится на то, как каждый из родителей эти интересы понимает и удовлетворяет.

Успех семейного воспитания во многом зависит от отношений между воспитателем и воспитанником, в данном случае родителем и ребенком.

4.2 Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей (это может быть как решение по рассмотренным в данной главе спорам, так и решение об отобрании ребенка у родителей или других лиц).

Если решение суда не будет исполнено обязанным лицом в установленный срок добровольно, то судебный пристав-исполнитель должен принять меры по принудительному исполнению решения. На родителей или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, препятствующих исполнению судебного решения по делу, связанному с воспитанием ребенка (например, об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка или о порядке реализации бабушкой, дедушкой права на общение с ребенком и т.п.), или не исполняющих его без уважительных причин, может быть наложен штраф установленных законом минимальных размеров оплаты труда, который взыскивается в доход государства. Такая санкция применяется к виновным лицам на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.[16, с. 54]

Однако уплата штрафа не освобождает родителя от обязанности совершить действия, предусмотренные решением суда по делу, связанному с воспитанием ребенка. Поэтому одновременно с наложением штрафа судебным приставом-исполнителем назначается обязанному родителю новый срок для исполнения судебного решения. При повторном и последующих нарушениях без уважительных причин должником вновь назначенных сроков для исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается. [17, с. 37]

Из-за противодействия родителей исполнению решения суда об отобрании ребенка и передаче его другому лицу нередко возникают сложности как организационного, так и морально-этического характера. В таких случаях производится принудительное исполнение решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу. В качестве обязательных условий производства этой процедуры закон предусматривает участие органа опеки и попечительства, а также лиц, которому передается ребенок. С учетом конкретных обстоятельств (оказания судебному приставу-исполнителю физического противодействия лицом, удерживающим ребенка, высказывания угроз применения насилия в отношении ребенка или причинения вреда его здоровью и т.п.) в исполнении судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу, может также участвовать представитель органов внутренних дел. Принудительное исполнение решения суда, как правило, сопряжено с действиями, которые могут оказать негативное воздействие на моральное и психическое состояние ребенка и в итоге вступить в противоречие с законными правами и интересами ребенка. Поэтому суд при невозможности исполнения решения о передаче ребенка без ущерба его интересам может, вынести определение о временном помещении ребенка в воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения, в том числе в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, лечебное учреждение (санаторий, детскую больницу и т.п.) и другое аналогичное учреждение (профилакторий, дом отдыха и т.п.). Такие меры будут способствовать переходу ребенка от одного лица к другому. Исполнение решения суда по делам об отобрании ребенка в случае розыска должника (обязанного лица) или отобранного у него ребенка приостанавливается до завершения этого розыска. В таких случаях судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя (лица, которому в соответствии с решением суда должен быть передан ребенок) выносит постановление о розыске должника или ребенка, который осуществляется органами внутренних дел. Впоследствии расходы, произведенные в связи с розыском должника и ребенка, отобранного у должника по решению суда, взыскиваются с должника в упрощенном порядке, т.е. в приказном производстве. На основании заявленного органом внутренних дел требования судьей единолично выносится соответствующий судебный приказ, который выдается для предъявления к исполнению или направляется судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.[19, c. 26]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения. На теперешний день дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Ещё хотелось бы отметить, что принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств. Знакомство с содержанием родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей позволяет сделать вывод о том, что существующие на этот счет требования теснейшим образом связаны с нормами нравственного порядка и правилами педагогики. Но это не единственная черта прав и обязанностей родителей как воспитателей.[5, с. 110]

Права родителей на выбор образовательного учреждения, формы обучения до получения ребенком основного общего образования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об образовании». Это означает, что родители должны сделать все необходимое, чтобы их ребенок учился. При этом он может совмещать учебу с работой, предпринимательской, коммерческой, творческой деятельностью. По мере взросления ребенка родители обязаны все более учитывать мнение самого ребенка. Если он откажется посещать школу, избранную родителями, последние вынуждены будут согласиться с его мнением.

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, предусматриваются общие права и обязанности: защищать права и интересы своих детей. Предоставляя родителям, возможность защищать ребенка, возлагая на них такую обязанность, государство, во-первых, ставит своеобразную преграду на пути возможного нарушения прав несовершеннолетнего, во-вторых, обращает внимание на то, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей. Предметом правовой защиты со стороны родителей являются не только права детей, но и жилищные, и наследственные права ребенка, его право на охрану жизни, здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и прочие.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учётом мнения детей, а учёт мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, — обязателен. Разногласия между родителями по вопросам воспитания и образования детей могут быть разрешены по обращению родителей (или одного из них) в органы опеки и попечительства или в суд.[5, с. 36]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конвенция о правах ребенка / Конвенции ООН по правам человека, ратифицированныеРесп. Беларусь. Мн., 1998. — С. 80-101 с.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах

24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

Кодекс Респ. Беларусь о браке и семье: с изм. и доп. по состоянию на 1 апреля 2007 г. Мн.: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. — 144 с.

О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII, с изм. и доп.: текст приведен по состоянию на 1дек. 2005 г. Мн.: Дикта, 2006. — 20 с.

Рясенцев В.А. Семейное право. – М.: Юрид. лит., 1971. – 246 с.

Кеник А.А. Защита прав несовершеннолетнихв Республике Беларусь. Мн.: Дикта, 2005. — 252 с.

Пенкрат В.И. Семейное право Республики Беларусь: практ. пособ. Мн.: ОО «Молодежное научное общество», 2001. — 180 с.

Алексеева Т.Н. Правовое образование и защита прав детей, оставшихся без попечения родителей / Адукацыя і вахаванне. — 2008. — № 3. — С. 56-61 с.

Барков А., Зайцева Л. Защита прав ребенка // Судовывеснік. — 2007 — № 3. — С. 26-28 с.

Смагина Л.И. Права ребенка: теория и методика: уч. пособ. для педагогов. Мн.: Белорусская наука, 2001. 156 с.

Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 333 с.

Муратова С.А. Семейное право. М., 2004г.;

Шебанова Н.И. Семейные отношения в международном частном праве.-М., 1995.

Обществознание» — под ред. Марченко М.Н. – М: ИКД «Зерцало-М», 20

Антокольская М.В. Семейное право. Учебник. М., 2001.

Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск, 1991.

Матвеев Г.К. Советское семейное право. М., 1978.

Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право. Учебное пособие. М., 2001.

Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. М., 2005.

Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982.




Предыдущий:

Следующий: