контрольная по русскому допуск


Задание 1.

A. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. (Сложноподчиненное предложение с придаточной частью следствия);

Б. Щепотки волосков не пожалей, остался б хвост у ней. (Сложноподчиненное предложение с условно-следственным отношением);

B. Все спят, оттого никто по улицам, кроме простого народа, не ходит. (Сложноподчиненное предложение, причинно-следственным отношением)

Г. Сардинка, будучи приготовлена в масле, имеет вкус пресный и потому скоро приедается, тогда как килька, сдобренная перцем и лавровым листом, — никогда. (Сложноподчиненное предложение, с однородным подчинением придаточных)

Задание 2.

A. Давно уже не слышно было ни звонка колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости. (Противительное отношение, «ни», «а»)

Б. Я его люблю за его прямой и нелицемерный нрав, да притом он был мне дорог по воспоминаниям. (Присоединительное отношение, «да»)

B. Костя, закрой окно, а то дует. (Противительное отношение, «а то»)

Г. В утренней белой вуали озеро лежит совершенно тихое, и далекая лодочка на нем движется как муха на простыне. (Соединительное отношение, «и»)

Д. Жить на Земле, возможно, дороговато, зато вы получаете ежегодный бесплатный круиз вокруг Солнца. (Противительное отношение, «зато»)

Задание 3.

A. Кто добр поистине в молчанье, тот добро творит, а кто про доброту лишь в уши всем жужжит, тот часто только добр за счет других. (Придаточное – изъяснительное)

Б. На этот раз Арина Петровна действовала настолько энергично, что осталась победительницей. (Придаточное – изъяснительное)

B. На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы и кучера. (Придаточное – обстоятельственное)

Г. Нельзя жить только сегодняшним, ибо оно чаще всего — незаконченное вчерашнее. (Придаточное причины)

Д. С нетерпением ожидаю передовицы, которая начиналась бы в наши весёлые времена. (Придаточное определительное)

Е. Никто не слушает выступающего, пока тот не ошибётся. (Придаточное обстоятельственное)

Задание 4

A. Хвалы приманчивы, как их не пожелать. (следствие)

Б. Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами, да с чинами. (пояснение)

B. Не сумку у Мишки украли — последнюю надежду похитили. (противопоставление)

Г. Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, — это неоспоримо.(присоединительное)

Д. Поэтами рождаются, ораторами становятся. (противопоставление)

Задание 6.

Докажите, что перед вами период, определите его синтаксическое строение. Укажите смысловые отношения между частями периода. Расставьте знаки препинания.



Если когда-нибудь… сердце ваше знало чувство любви, если вы помните её восторги, если вы хоть раз улыбнулись при плаче новорожденного сына, если что — нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери, — всем, что ни есть святого в жизни, — не откажите мне в моей просьбе! (А.С. Пушкин)

Это — период, потому что противопоставлены явления. Части предложения построены по принципу параллелизма. Присутствует повторение «если вы». Данный повтор задаёт мелодичность интонации ,что также свидетельствует о том, что перед нами – период. Данный период является условным, потому что в повышении — условия осуществления того, о чем говорится в понижении.

Задание 7.

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речью могут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом или предполагает произнести в будущем, а также мысли, не произнесённые вслух («внутренняя речь»): «Ты думаешь? — встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!» (М. Булгаков)

Предложения с прямой речью специально предназначены для точного (дословного) воспроизведения чужой речи (её содержания и формы), а предложения с косвенной речью — лишь для передачи содержания чужой речи.

Примеры:

«Нет, он не англичанин…» – подумал Берлиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» – и опять нахмурился.

Прямая речь. В кавычки заключаются слова, цитируемые автором, точное высказывание. Тире ставится перед словами автора. Двоеточие ставится в том случае, если слова автора находятся перед прямой речью.

И когда секретарь и конвой вернулись на свои места, Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га-Ноцри, и секретарь записал сказанное Пилатом.

Выделенное курсивом – косвенная речь. Передаётся не дословно, а излагается только основная суть.

«Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась; вероятно, и он, с своим умом и опытностью, мое уже заметить, что она отличала его: каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног и еще не слыхала его признания? Что удерживало его? Робость, гордость или кокетство хитрого волокиты? Это было для нее загадкою». (А.С. Пушкин)

Выделенное курсивом является несобственно – прямой речью. Сочетает элементы прямой и косвенной речи.




Предыдущий:

Следующий: