карта самостоятельной работы культурология


Темы дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания, часы

1.

Морфология культуры и культурные процессы

На основе изучения соответствующих разделов основной рекомендуемой литературы и справочных пособий, составьте таблицу определений культуры (минимум 20), выделив генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический аспекты. Перечислите функции культуры, покажите на примерах, в каких конкретно-исторических формах они могут осуществляться.

Выпишите определения основных культурных процессов, приводя примеры таковых из отечественной и зарубежной истории.

Опишите структуру культуры, указав ее составляющие и охарактеризовав связи между ними.

Сформулируйте свое определение терминам «культура» и «культурология».

Конспект, таблица

6

2.

Соотношение культуры и цивилизации.

На основании анализа соответствующих разделов учебной литературы выявите существующие варианты соотношения культуры и цивилизации в современном культурологическом знании.

Просмотрите самостоятельно 1,2 лекции Ю.М. Лотмана из цикла «Культура и интеллигентность».

Напишите небольшое эссе (1-2 стр). на одну из предлагаемых тем:

1. Интеллигентность как отражение внутренней культуры личности.

2. Наиболее важные достижения человеческой культуры.

3. Что нужно человеку, чтобы обрести полный комфорт?

4. Прогресс цивилизации — благо или зло?

Конспект, Эссе

10

3.

Взаимодействие культур и межкультурная коммуникация.

Охарактеризуйте понятие «социокультурная коммуникация», «диалог культур».

Приведите примеры сложных ситуаций интеркультурной межличностной коммуникации и выявите их причины.

Нарисуйте схему «коммуникативных барьеров» и объясните, каким образом они могут проявляться в межкультурном взаимодействии?

Дайте определение этностереотипа как социокультурного феномена и определите его роль в межкультурном общении. Что такое авто- и гетеростериотипы? Приведите примеры из художественной литературы и из фольклора.

Выделите сильные и слабые стороны современной системы коммуникации, оформите в виде таблицы, с объяснениями и примерами.

Сформулируйте основные принципы межкультурного общения и взаимопонимания?

Таблицы, конспект, схема.

6

4.

Европоцентризм как идея и культурно-исторический ориентир.

Проанализировать научные мифы, на которых базируется идея европоцентризма: Запад-христианская цивилизация, Запад- продолжение античной цивилизации, технологический миф, миф о «человеке экономическом», миф развития через имитацию Запада и др.

Найдите подтверждение или опровержение им в истории и современной социокультурной ситуации.

Составьте список фильмов (5-7), где по Вашему мнению, ярко выражена идея европоцентризма.

Проанализируйте один из этих художественных фильмов, показав в деятельности персонажей доминирование западных ценностей.

Письменный анализ.

Таблица.

Участие в дискуссии.

Фильмотека.

12

5.

Идеальный культурный тип

Разработайте перечень параметров, характеризующих идеальный культурный тип.

Охарактеризуйте проблемы использования ИКТ в практике культурологического исследования: критерий адекватности идеального типа; возможность интерпретации результатов исследования, основанных на использовании этого понятия, в качестве истинной картины развития науки.

Проанализировать характеристики рационального, традиционного и харизматического типов господства, по М. Веберу (с примерами из истории и культуры разных стран).

Конспект, перечень параметров, таблица.

6

6.

Аккультурация как феномен межкультурного взаимодействия

Охарактеризовать три основные типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие; адаптацию; реакцию.

На основе теоретического анализа процессов межкультурного взаимодействия разработать памятку о культурных и ментальных особенностях отдельной страны для туриста, выезжающего за рубеж (страну выберите сами).

Подобрать примеры (5-7) из художественной литературы, демонстрирующие этностереотипы, способствующие/мешающие процессу межкультурного взаимодействия.

Конспект, памятка туристу.

10

7

Морфологический подход к изучению культуры.

Составьте морфологическую карту-схему для изучения культуры. Карта должна включать: уровни связи субъекта социокультурной жизни с окружением в структуре общей морфологической модели культуры, функциональные блоки специализированной деятельности; культурные модусы социально значимого значения; культурные модусы социально значимого опыта; обыденные аналоги специализированных модальностей культуры; социально значимое знание, практические знания и навыки; сособы трансляции культурного опыта.

Карта-схема для морфологического анализа культуры.

6

8

Социокультурная система и культурная стратификация

Составьте методические рекомендации по трактовке социокультурной системы.

Составьте таблицу с характеристиками и примерами социокультурных систем разных уровней (чувственная, идеациональная и идеалистическая).

Напишите эссе на одну из тем: «Многофакторность проявлений культуры как социокультурной реальности».



«Проблемы культурной стратификации в современном обществе»

Методические рекомендации, таблица, эссе.

12

9

Мифологический тип культуры: символ и ритуал в традиционном и современном обществе

Составьте таблицу с примерами разных видов мифов (космогонические, антропогонические, эсхатологические, героические, социально-исторические и др.).

На основе рефлексии семинарского занятия и специальной литературы напишите небольшую статью, отражающую один из аспектов проблемы: миф в современном искусстве, СМИ и властных отношениях.

Таблица, статья

10

10

Античная культура как базис европейского культурного типа.

Составить сравнительную таблицу древнегреческой и древнеримской культуры.

Проанализировать и составить конспект-схему одного из античных текстов культуры, выявив основные категории культуры и приведя примеры трактовок культуры в античном обществе.

Таблица.

Конспект-схема.

10

11

Особенности ветхозаветного монотеизма и его отражение в культуре иудаизма.

Составить конспект Ветхого Завета, выделив основные идеи: дея непознаваемого Бога: осмысление отношения конечного человека и бесконечного Абсолюта. Творение мира ex nihilo. Идея святости: культурный тип поведения (патриархи, пророки и святость). Понятие Мессии в Ветхом Завете. Идея сакрального: Храм и священство в истории Израиля. Идея избранного народа. Самодостаточность и традиционность иудейской культуры. Принципиальное отсутствие мифа в религии Ветхого Завета. Иерофания как координация деятельности человека ветхозаветной культуры. Представление о конце света: ветхозаветная эсхатология спасения.

*Составить портрет праведного христианина.

Конспект, участие в дискуссии.

10

12

Арабо-мусульманская культура средневековья

Составить конспект Корана. Суры 1, 2, 9, 12, 42, 65, 70, 89, 98, 103, 107, 112 // Коран. Любое издание.

При составлении ориентироваться на вопросы:

Пять «столпов ислама».

Как должен вести себя верующий в Аллаха, чтобы заслужить награду от своего Бога?

Какие взаимоотношения в семье санкционированы «Кораном»?

Как должен вести себя верующий в Аллаха по отношению к неверным (многобожникам)?

Какие параллели (в основных принципах вероучения или в сюжетах) существуют между Библией и Кораном?

*Дополнительные сообщения:

Жизнь пророка Мухаммеда.

Структура и культурный смысл мечети.

Особенности исламского искусства.

Положение женщины в исламской культуре

*Составить портрет праведного мусульманина.

Конспект, участие в дискуссии.

10

13

Культурная революция эпохи Возрождения

На основе анализа рекомендованной литературы, а также просмотра курса лекций «Шедевры Эрмитажа» составить лекцию-презентацию, отражающую специфику возрождения одной из европейских стран.

Лекция-презентация.

8

14

Египетская и месопотамская культуры как прообраз и источник ближневосточного типа культур

К ранним цивилизациям традиционно относят Древний Египет, Месопотамию, Древнюю Индию и Древний Китай. Письменно ответьте на вопрос: какие достижения позволили определить данные культуры как ранние цивилизации? Раскройте понятие восточной деспотии как основы социального устройства цивилизаций Древнего и Средневекового Востока. Выясните и отобразите в таблице, как превосходство коллективного над индивидуальным отразилось в произведениях искусства, литературы, архитектуры и т.д. данных цивилизаций.

Конспект, таблица.

6

16

Место и роль России в мировом культурном процессе

1. Анализ одной из работ по русскому религиозному искусству. Письменный ответ на вопросы.

Флоренский П.А. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. — М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

Как глубинное мироощущение иконописи воплощается в специфических приемах и используемых материалах? Почему, согласно мысли П.А. Флоренского, живопись начинается с лика?

Каков символический смысл храма?

Что такое иконостас как архитектурное сооружение и как духовное явление?

В каком смысле икона может быть понята как напоминание? Как это связано с каноном написания икон?

Каково различие в художественных методах русской религиозной иконописи и западной живописи в XIV-XVI вв.?

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв. Антология. — М.: Прогресс, 1993.

Вопросы:

Какие смыслы заключены в структуре православного храма? В чем различие в позициях Е.Н. Трубецкого и П.А. Флоренского (см. тексты к семинару №1)?

Что, по мнению, Е.Н. Трубецкого, являлось вплоть до XIX в. основным препятствием для восприятия древнерусской иконы как эстетического явления?

Каким образом икона взаимодействует с архитектурой храма?

Как образы древнерусской иконы связаны с целостным религиозным миросозерцанием русского народа?

2. Разделившись на микрогруппы, выполнить задания, подготовить презентацию от группы.

Прочитать роман А. Толстого «Петр I», выявить признаки начала вестернизации Руси.

Проанализировать один из ярких фильмов Советского кинематографа, обозначив особенности культуры данного времени.

3. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Идея и роль России в межкультурном диалоге «Восток-Запад».

22

Итого

144




Предыдущий:

Следующий: